Rambler's Top100

Система поддержки МБ США абсолютно прозрачна

17.04.2007 12:00
16 апреля в офисе ОПОРЫ РОССИИ семинар на тему «Программы и структура Американской администрации малого бизнеса» провел сотрудник структуры Брюс Пурди. Для представителей российского МБ было полезно ознакомиться с условиями, в которых работает МБ США, особенно с учетом перспективы вступления России в ВТО.
Б. Пурди сообщил, что структура Американской администрации малого бизнеса (SBA) была создана в 1953 году, за время ее существования 20 млн малых предприятий США получили прямую либо косвенную поддержку за счет ее программ. Текущий портфель составляет 340 000 ссуд субъектам малого предпринимательства на сумму более $49 млрд. При этом ряду предприятий будет отказано в получении гарантий SBA. Это предприятия, работающие в банковской сфере, казино и бары. «Наше государство не собирается поддерживать алкоголизм», - пояснил Б. Пурди.
Главная задача структуры – выступать в роли гаранта кредита малым предприятиям перед банком. По словам Б. Пурди, как правило, такие гарантии необходимы в трех случаях: если предприятие берет кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заемщик нуждается в долгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требования банка; при условии выдачи ссуды на вид деятельности, неизвестной для кредитора.
При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: для пополнения оборотного капитала малых предприятий - программа 7(а), для покупки земли имущества и оборудования – программа 504 и программа микрокредитования. По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороны SBA выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема иная – ссуда в объеме не более $750 тыс. федеральных средств выдается структурой посреднику, распределяющему более мелкие суммы на кредитование малых предприятий. Главные требования к посреднику следующие – это должна быть некоммерческая, но профессиональная в области финансирования организация с опытом работы микрокредитования не менее года, организация должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь предприятиям.
Как отметил Б. Пурди, как правило, число неплательщиков составляет не более 6% от общего числа заемщиков. В программе микрокредитования эти показатели еще лучше – менее 6% МП не платят посредникам и менее 2% посредников не платят SBA.
Но главное, по мнению представителя SBA, - прозрачность работы структуры как при выборе микрофинансовой организации, так и при выяснении причин, по которым происходит сбой в работе организации посредника. Кроме того, структура предполагает строгую финансовую отчетность и контроль за эффективным использованием выделяемых средств из американского бюджета.
На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, как контролируется деятельность самих сотрудников структуры SBA, Б. Пурди ответил, что все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в SBA, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки. «Каждый день мы решаем вопрос ценой в $30 млн, если кто-то получит немного от этой суммы, то проверка на предмет коррупции такие факты выявляет. При этом должностное расследование обязательно выявит, по какой причине произошел сбой эффективности работы программы. Была ли это умышленная "ошибка" или просто недоработка, которую нужно изучать во избежание прецедентов на будущее», - заверил Б. Пурди.

ИА "Альянс Медиа"