АЛЬЯНС МЕДИА
www.allmedia.ru





31.07.2007  

Какие факторы, по мнению бизнеса, влияют на конкурентоспособность



Далеко не все факторы, которые, по мнению экономических властей и аналитиков, должны влиять на конкурентоспособность промышленной продукции, учитываются российскими производителями. Если отсутствие обеспеченности предприятия ноу-хау, патентами и лицензиями стало уже привычным, то почти такое же по масштабам отсутствие учета влияния размеров зарплат на конкурентоспособность продукции выглядит несколько неожиданно.
Как выяснили исследователи Лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода, уровень безразличия предприятий к оплате труда при оценке конкурентоспособности в российской промышленности составляет 69%, то есть более двух третей производителей отрицают или затрудняются оценить ее влияние на конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Поэтому рассчитывать на то, что предприятия будут сдерживать рост зарплат и наращивать производительность труда, достаточно сложно.
При этом руководители предприятий считают, что уровень зарплат рабочих и ИТР на предприятиях, которыми они руководят, "ниже нормы". Таких оценок во II квартале 2007 года было получено 44%. Особенно много подобных ответов на небольших предприятиях, а также в легкой, химической, нефтехимической и машиностроительной отраслях. Это оценки руководителей предприятий, а каково же тогда мнение самих работников...
На третьем месте по этому антирейтингу идет фактор "организация сбыта, расчетов, послепродажного обслуживания". Ему не придают значение 56% предприятий, что тоже выглядит, к сожалению, нормальным для отечественной промышленности. Почти половина предприятий (это дало четвертое место) не учитывает изменение цен конкурентов, что может объясняться, скорее всего, нешироким распространением ценовой составляющей в конкурентной борьбе.
На другом полюсе (то есть этим факторам российские предприятия уделяют максимальное внимание при оценке конкурентоспособности) находятся качество выпускаемой продукции и цены на сырье и материалы. Только 23% предприятий считают, что эти факторы не влияют на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Чуть больше (26%) предприятий не придают значение ценам на энергоносители и тесноте связей с потребителями. Наличие в этой группе фактора "уровень и изменение качества продукции предприятий" выглядит более чем вдохновляюще: предприятия уделяли качеству выпускаемой продукции максимальное внимание при формировании конкурентной политики.
В целом по итогам опроса предпринимателей выяснилось, что, по их мнению, самое сильное негативное воздействие на конкурентоспособность в последние два года оказывало изменение цен на сырье и материалы: почти две трети предприятий признали отрицательное влияние этого фактора на конкурентоспособность и только 12% смогли обернуть указанное обстоятельство в свою пользу. Этот фактор негативно повлиял на конкурентоспособность во всех отраслях, особенно - в цветной металлургии, химии и нефтехимии и легкой промышленности. А в пищевой отрасли отрицательное воздействие было минимальным.
Столь же массовым было негативное воздействие на конкурентоспособность изменения цен и тарифов на энергоносители: 63% против 11%. От этого фактора все отрасли пострадали почти одинаково. Минимальное негативное воздействие имело место в промышленности строительных материалов, максимальное - в цветной металлургии.
Третьим фактором, существенно снижавшим конкурентоспособность продукции российской промышленности в 2005-2006 годах, было изменение транспортных тарифов. По отраслям его негативное воздействие изменялось от максимума в легкой промышленности и цветной металлургии до минимума в пищевой и лесопромышленной отрасли.
Также отрицательным, по мнению большинства предприятий, было и воздействие на конкурентоспособность выпускаемой продукции изменения цен конкурентов. Однако в большинстве отраслей уже преобладали предприятия, выигравшие от неудачной ценовой политики конкурентов.
Влияние на конкурентоспособность ценовой и зарплатной политики самих производителей оказалось в целом по промышленности нулевым. Однако по отраслям эффекты были как значимо положительные, так и значимо отрицательные.
Наиболее эффективным (распространенным) средством повышения конкурентоспособности в российской промышленности было поддержание тесных связей с потребителями продукции: только 2% предприятий снизили свою конкурентоспособность из-за проблем в этой области, тогда как 72% обратили этот фактор себе во благо. В наибольшей степени здесь преуспели металлурги, химики и нефтехимики, машиностроители и легкая промышленность.
Второе место фактора "уровень и изменение качества продукции предприятий" вселяет уверенность, что предприятия не только понимают необходимость повышения качества продукции, но и максимально широко прибегают к этому аргументу в конкурентной борьбе. Наибольший положительный вклад в рост конкурентоспособности внесла "борьба за качество" в легкой промышленности, ЛПК и черной металлургии. Заметим, что ни в одной из отраслей не получено отрицательных балансов, т.е. все отрасли промышленности предпринимали (считали, что предпринимают) достаточно усилий в этой области, и результатом стало увеличение отраслевой конкурентоспособности за счет роста качества выпускаемой продукции.
Третье место (с большим отрывом от первых двух) занимает фактор "организация сбыта, расчетов, послепродажного обслуживания". Достаточно широкая распространенность этого аргумента конкурентоспособности и положительный эффект тоже следует расценивать как положительный сигнал: российская промышленность думает не только о том, как произвести, но и как продать, а потом обслуживать свою продукцию.
В 2007 году уровень безразличия российских предприятий к факторам, формирующим конкурентоспособность выпускаемой продукции, в целом принципиально не изменился. Единственным значимым сдвигом в приоритетах предприятий стало снижение безразличия по отношению к обеспеченности предприятия ноу-хау, патентами, лицензиями. Если в предыдущие два года этот фактор не использовали, не имели от него эффекта или затруднялись оценить его воздействие 71% предприятий, то в 2007 году таковых будет только 61%. Тоже, конечно, много, но все-таки некоторый прогресс есть.
Не изменилось отношение предприятий к оплате труда на предприятии как фактору конкурентоспособности выпускаемой продукции. По-прежнему 69% производителей не смогли спрогнозировать его влияние. И также больше всего определенности у предприятий по поводу значимости для конкурентоспособности качества выпускаемой продукции (только 20% предприятий считают, что этот фактор не важен, не имеет влияния, или затрудняются с оценкой его воздействия на конкурентоспособность). Несколько возросла, что, впрочем, вполне естественно, неопределенность в отношении цен на сырье, транспортных и энерготарифов.
Предполагаемое в 2007 году влияние рассматриваемых факторов на конкурентоспособность продукции также принципиально не изменилось. Прежним остался набор факторов, которые, по мнению предприятий, будут негативно влиять на конкурентоспособность. Как и ранее, в эту группу входят "изменение цен и тарифов на энергоносители", "изменение цен на сырье и материалы" и "изменение транспортных тарифов".
От роста энерготарифов пострадают (в смысле конкурентоспособности) все отрасли, особенно сильно - металлурги, химики и машиностроители. Минимальные потери от энергетиков прогнозируются в пищевой отрасли и промышленности строительных материалов. Столь же безрадостны ожидания производителей и по поводу роста цен на сырье и материалы. От этого тоже пострадают все отрасли, самые пессимистичные прогнозы у пищевиков, металлургов и химиков. Транспортных проблем при отстаивании своих конкурентных позиций тоже не избежит ни одна отрасль.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской бизнес-газеты"

Рейтинг интереса





2002 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100