Rambler's Top100

Москва: молодым – дорогу в малый бизнес

03.10.2008 10:43
Малому бизнесу Москвы нужны молодые кадры, но для привлечения свежих сил в предпринимательство требуется не только поддержка стартующих компаний и улучшение имиджа предпринимательской деятельности, но и кардинальные преобразования в налоговой и законодательной сфере на федеральном уровне. Таковы главные тезисы выступлений участников прошедшей 2 октября в рамках работы третьего Московского форума молодых предпринимателей пресс-конференции «Проблемы молодежного предпринимательства Москвы и пути их решения».
Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев подчеркнул, что главная проблема молодежного предпринимательства в том, что молодым людям чрезвычайно сложно стартовать в бизнесе, поэтому молодежный бизнес поддерживают власти. Он напомнил, что со стороны департамента такая поддержка предусмотрена по ряду направлений, в том числе в виде консультационной поддержки, которую оказывают все организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса в зависимости от профиля работы: Московский центр развития предпринимательства, территориальные центры развития предпринимательства в административных округах г. Москвы, Агентство по развитию инновационного предпринимательства, Система ММЦ и ряд других. Оказывается финансовая поддержка: помимо выдачи субсидий стартующим МП, обеспечения залога при получении кредита в банке и компенсации процентной ставки по кредитам, а также венчурного финансирования инновационных проектов, совместно с Минэкономразвития идет отработка механизма «посевного» финансирования.
Кроме того, предусмотрена имущественная поддержка молодежного бизнеса. Согласно постановлению столичного правительства в строящихся бизнес-центрах 10% площадей выделяется под молодежные бизнес-инкубаторы. На сегодняшний день уже создано два бизнес-инкубатора в Строгино и Зеленограде, как минимум шесть еще будет построено.
Как пояснил глава ДПиРМП, высокая стоимость московской недвижимости снижает шансы стартующих компаний на выживание и развитие. У подобных компаний не отработаны связи для реализации проектов и нет возможности оплачивать высокую аренду. Поэтому московские власти часть этих расходов берут на себя. Помимо этого, для повышения интереса молодежи к занятию бизнесом в столице активно внедряются образовательные программы по основам малого предпринимательства в вузах, колледжах и школах Москвы, подчеркнул М. Вышегородцев.
Первый заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы Алексей Гусев сообщил, что одно из направлений работы с молодежью со стороны департамента – пропаганда идеологии активного вовлечения молодых людей в малый бизнес. «Популяризация участия молодежи в малом бизнесе, создание благоприятного восприятия в обществе предпринимательской деятельности как перспективного способа реализации личности – одно из важнейших направлений работы департамента», - пояснил А. Гусев.
Председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, советник мэра Москвы Александр Иоффе отметил, что вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является приоритетной и стратегической задачей для развития Москвы. «Малых предприятий должно быть много. В Москве работает 230 тыс. МП и 180 тыс. ИП – это огромная сила, создающая порядка 3 млн рабочих мест. Но малый бизнес неустойчив по своей природе, для него характерно большое количество банкротств, выбывание из конкурентной борьбы. На смену «погибшим бойцам» должны приходить молодые силы. Чтобы исключить сокращение числа малых компаний, необходимо создать мощный вектор привлечения молодежи в предпринимательство», - подчеркнул А. Иоффе.
Однако данные статистики говорят о том, что сегодня молодые люди без энтузиазма воспринимают идею развития собственного бизнеса. Причин тому много: интенсивное развитие государственного аппарата, повышение роста благосостояния чиновников, значительное количество крупных бизнес-структур, обеспечивающих высокий стабильный заработок и широкий социальный пакет сотрудникам. По словам А. Иоффе, последняя из названных проблем особенно характерна для Москвы. «Впрочем, мировой экономический кризис способствует некоторому снижению активности этих крупных финансовых структур, и есть слабая надежда, что последствия кризиса дадут импульс для интенсивного развития реального сектора экономики», - пояснил он.
Тем не менее, чтобы малый бизнес стал привлекательной сферой для вложения усилий молодежи, очень важно изменить отношение государства к частному бизнесу. Сегодня федеральная власть сделала важнейшие шаги навстречу бизнесу: принят ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства, разработан пакет законов, направленных на снижение административных барьеров. Однако А. Иоффе считает, что этого недостаточно и необходимо совершенствовать налоговую политику. Его, в частности, очень тревожит поставленный при обсуждении на заседании Правительства РФ Стратегии-2020 вопрос об увеличении налогового бремени, связанный с реформой пенсионной системы. «Необходимо искать особые решения, чтобы налоговый груз не оказывал давление на начинающих предпринимателей. Для этого необходимы налоговые каникулы для стартующих предприятий на этапе первых трех лет работы», - заключил А. Иоффе.
Генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков считает, что поставленная главой государства задача по качественному увеличению среднего класса невозможна без количественного роста малых и средних компаний в России. «Но без притока молодых кадров в МСБ этого роста не произойдет. Следовательно, основной вопрос, который нужно решать уже сегодня, – координация деятельности федеральных и региональных органов власти», - пояснил глава фонда.
Он напомнил, что в каждом регионе РФ есть собственная программа поддержки малого бизнеса, есть отдельные федеральные программы. И необходимо добиваться, чтобы эти программы не конкурировали, а дополняли друг друга, приумножая общий эффект. «Москва выступает не только лидером в области развития малого бизнеса, она лидирует в способности обеспечить взаимодействие собственных и федеральных программ с максимальным эффектом использования ресурсов», - заключил С. Поляков, выразив убежденность, что в будущем такое взаимодействие, в том числе в сфере развития молодежного предпринимательства будет совершенствоваться год от года.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», сколько времени потребуется для того, чтобы восприятие малого бизнеса молодежью стало более позитивным и когда произойдет рост числа молодежных малых фирм, А. Гусев ответил, что на это потребуется порядка 10 лет. «И здесь вопрос не только в том, что должно измениться восприятие молодыми людьми малого бизнеса, должна измениться экономическая конъюнктура и структура рынка, должна произойти смена традиций в обществе. Новое поколение будет опираться на позитивный опыт тех, кто начал свое дело с нуля в молодом возрасте и в новых экономических условиях. В любом случае необходимо пройти переходный период», - пояснил заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы.
М. Вышегородцев не стал строить долгосрочных прогнозов и сосредоточил внимание на проблемах, которые необходимо решать уже сегодня. По его мнению, это работа по профориентации молодежи, однако сегодня такая работа в стране не налажена. «Школьники должны знать о рабочих специальностях, тогда для них не будет трагедией непоступление в институт. Для сегодняшних школьников не существует рабочих профессий. Отсюда проблема с подготовкой рабочих кадров в Москве, с развитием производственного бизнеса. В Москве работа по профориентации молодежи уже ведется. Второе, что нужно донести до сознания сегодняшних школьников, – что можно не только получить профессию специалиста в определенной области, но и иметь собственный бизнес. А чтобы стартующий бизнес оказался жизнеспособным, необходима поддержка государства. "Помогать начинающим предпринимателям и давать преференции на старте необходимо", - заключил глава ДПРиМП.
Своим взглядом на проблему поделился представитель молодежного предпринимательства Москвы Павел Кунцов. Он сообщил, что на протяжении десяти лет молодые люди сталкивались с невозможностью зарегистрировать вновь созданное предприятие. Однако сегодня это можно сделать по домашнему адресу. «Очень плохо, что этой информацией до сих пор не располагают потенциальные бизнесмены. Между тем это самая большая проблема молодежи», - заключил предприниматель.
М. Вышегородцев ответил, что это упущение в работе необходимо учесть, усилив информационную составляющую. Однако, по его мнению, молодые предприниматели не должны отказываться от возможности регистрировать компании в бизнес-инкубаторах.
«Мы заинтересованы, чтобы проекты, получившие финансовую поддержку, развивались на территории бизнес-икубаторов, чтобы бизнес мог получить не только финансовую, но и информационную и консультационную поддержку. Однако несмотря на льготую арендную плату, пока бизнес-инкубаторы заполняются не в полном объеме. Предпринимателям действительно удобнее вести бизнес «на дому». Но это не очень хорошо, так как в случае возникновения угрозы для бизнеса, дома стартующему предпринимателю никто не окажет помощь в решении проблем. Как результат - потеря бизнеса», - заключил М. Вышегородцев.

ИА "Альянс Медиа"