Rambler's Top100

Санкт-Петербург: закон о защите МБ от незаконных проверок требует доработки

14.10.2008 15:00
Проект закона, призванного оградить предпринимателей от незаконных проверок, был принят в первом чтении в Госдуме. В целом документ фиксирует способы защиты малого бизнеса. Но эффективность его работы уже ставится под сомнение экспертами, которые отмечают, что без доработок новый нормативный акт внесет лишь неразбериху в действия органов надзора.
Еще в мае президент страны заронил в сознании предпринимателей надежду, что отношения с контролерами станут более цивилизованными, подписав указ о принятии неотложных мер по ликвидации административных ограничений при ведении бизнеса. С тех пор облегчить жизнь предпринимателю обещали на всех уровнях власти. В итоге на рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона № 92975-5 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля».
По словам заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Дмитрия Быкова, высказанным на круглом столе, посвященном обсуждению проекта нового закона, в стране ежегодно проводится 20 млн проверок, многие из которых наносят ущерб деятельности бизнесменов. И все же полностью исключить контроль чиновники не готовы.
В новом законе защита прав юридических лиц основана на нескольких принципах. В первую очередь предлагается ввести преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Уведомление в двух экземплярах направляется юридическим лицом или ИП по месту нахождения регистрирующего органа. Предпринимательскую деятельность можно начинать с даты получения уведомления с отметкой уполномоченного органа.
Плановые проверки предлагается проводить не чаще одного раза в 3 года. Преимущественно они будут документарными. Хотя проверка может быть и выездной, если, к примеру, надзорному органу надо оценить предпринимательскую деятельность «на предмет ее соответствия обязательным требованиям». В отношении социально значимых объектов, вроде детских садов или больниц, мероприятия можно проводить «с меньшей периодичностью». Перечень социальных организаций и конкретные сроки проверок остаются закрытыми и устанавливаются Правительством РФ.
Внеплановые выездные проверки могут проводиться лишь с разрешения прокурора. О грядущем посещении предпринимателя должны уведомить не менее, чем за сутки. В ходе выезда инспекторы могут проверять лишь деятельность, относящуюся к их прямой компетенции. Финансирование мероприятий по контролю происходит за счет средств бюджета — предприниматели за проведение экспертизы ничего не платят. Общее же время проверки органом надзора микропредприятия не может превышать 15 часов в год, а субъекта малого бизнеса — 70 часов в год.
Интересно, что деятельность целого ряда контролирующих служб в сферу действия закона не попала. Так в преамбуле к документу сказано, что он не затрагивает оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия, прокурорского надзора, а также налогового, валютного и бюджетного контроля.
Выходит, что закон в основном будет регулировать взаимоотношения предпринимателей с милицией, пожарной службой и СЭС. Но не коснется налоговых инспекторов с их проверками кассовой техники и работников оперативных органов, имеющих возможность, скажем, изымать материалы у предпринимателя в рамках проведения следствия.
В налоговой службе отметили, что на данный момент положения закона их вообще не касаются. В других ведомствах проект закона считают несовершенным. Как отметила Галина Волкова, заместитель главного государственного врача по Санкт-Петербургу, в документе есть масса пробелов. В частности, остается непонятным, каким образом представители проверяющих органов будут согласовывать свои действия с прокуратурой и сколько времени это будет занимать. По словам госпожи Волковой, все свои замечания их ведомство в ближайшее время направит в комиссию по анализу законопроекта.
О том, что закон требует доработки, заявили и представители питерского ЗАКСа. Александр Горлов, председатель Комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗАКС СПб, подсчитал, что гнет «вакханалии проверок» обходится государству в 162 млрд рублей. И с помощью закона в нынешней редакции его не устранить.
Представители общественных организаций, в свою очередь, боятся, что законопроект в такой форме лишь имитирует заботу государства о бизнесе, не внося реальных изменений в правоприменительное поле.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловая неделя"