Rambler's Top100

Сбербанк расширяет кредитное окно для малого бизнеса, невзирая на кризис

05.02.2009 14:58
В текущем году перед Сбербанком стоит задача обеспечить качественный рост кредитного портфеля для малого бизнеса, а к 2014 г. планируется увеличить объем предоставленных кредитов до 3 трлн рублей. Об этом сообщила директор Управления по работе с малым бизнесом Сбербанка РФ Светлана Сагайдак на прошедшем 4 февраля брифинге, посвященном обсуждению программы СБ РФ по поддержке малого бизнеса.
С. Сагайдак напомнила, что кредитование малого бизнеса выделено как отдельное направление работы банка в 2008 году. В 2009 году Сбербанк продолжит эту деятельность. Сегодня 900 тыс. клиентов банка относятся к малому бизнесу, а это порядка 80% от общего числа юридических лиц, обслуживаемых в банке, и более 20% всех юридических лиц, зарегистрированных в РФ. В 2008 году Сбербанк выдал малому бизнесу более 114 тыс. кредитов в объеме более 1 трлн рублей, что составляет 70% от общего числа кредитов, предоставляемых МБ в целом по стране.
По ее словам, в 2008 г. средняя ставка кредита малому бизнесу составила 14% годовых, по состоянию на декабрь - 16,3% годовых. По прогнозам, в 2009 г. она составит 16%.
Показательно, что Сбербанк расширяет линейку кредитных продуктов в условиях кризиса. «В условиях, когда не исключен дефолт малых компаний, прогнозируется снижение потребительской активности, сокращение кредитоспособности заемщиков и, как результат, уменьшение активов банковского сектора, Сбербанк должен, с одной стороны, проводить более жесткую кредитную политику, с другой – понимать трудности малого бизнеса этого периода», - подчеркнула С. Сагайдак.
Директор Управления по работе с малым бизнесом Сбербанка РФ сообщила, что в условиях кризиса растет просроченная задолженность по портфелям МБ, за прошедший год это показатель вырос практически в 2 раза: в буквальном выражении в 2007 году он составил 2,9%, а в 2008 г. - 4,7%. По прогнозам Сбербанка, в 2009 году этот показатель составит 5-5,3%.
«Малый бизнес испытывает большие трудности в таких секторах, как строительство, сельское хозяйство, сфера услуг. Финансовые показатели заемщиков ухудшаются, за год показатель рентабельности бизнеса снизился на 30%, показатели ликвидности в ряде отраслей снижаются до 70%, стоимость обеспечения – на 30-35%. Основная проблема малого бизнеса – снижение потребительского спроса на товары и услуги малых компаний, задержки в оплате за предоставленные товары и услуги. Эту ключевую проблему можно решить только за счет обеспечения сбыта», - убеждена С. Сагайдак.
Тем не менее в Сбербанке считают, что в условиях кризиса малый бизнес – это та сила, которая не только поможет решить проблему занятости населения, но и даст возможность банкам сократить уровень просроченных платежей. В общем портфеле малого бизнеса Сбербанка средняя сумма кредита составила 5,3 млн рублей. «Риск несравнимо меньше, чем в случае кредитования крупных компаний. Поэтому малый бизнес – это тот сегмент, за который стоит бороться и который необходимо развивать. И Сбербанк, имея уникальную филиальную сеть из 3400 точек продаж для обслуживания юрлиц, может обеспечить достойную работу с малым бизнесом», - утверждает С. Сагайдак.
В первую очередь, Сбербанк ставит задачу изменения подхода в работе с клиентами. C этой целью запущена программа переобучения персонала, так как малому бизнесу нужны консультанты – продавцы, которые будут досконально знать все предлагаемые кредитные продукты и дорожить каждым клиентом. В планах Сбербанка - встроить программу кредитования МБ в госпрограмму поддержки малого бизнеса, предусматривающую развитие бизнес-инкубаторов, технопарков и гарантийных фондов в субъектах РФ. Здесь, как считает С. Сагайдак, у СБ высокий потенциал роста.
Она отметила, что большое внимание уделяется дистрибуции, поэтому важно определить на территории России перспективные точки для работы с малым бизнесом. Согласно принятой концепции развития филиальной сети для малого бизнеса одним из важных критериев для открытия филиалов станет показатель уровня развития предпринимательства на территориях. До 2014 года планируется выстроить систему на всей территории РФ. Сегодня общее число филиалов Сбербанка составляет более 20 тыс., но не во всех будут «окна» для работы с малым бизнесом.
Также банком принята специальная программа для работы с этим сегментом рынка. Основные задачи программы: построение клиентоориентированной модели, создание новой продуктовой линейки по принципу «быстро и эффективно», внедрение новых технологий работы с клиентами.
С. Сагайдак сообщила, что в Москве запущен пилотный проект «Интернет-банкинг». Уже сегодня малый бизнес столицы может подать заявку на кредит и открыть расчетный счет через Интернет. В перспективе эта система будет внедряться по всей России. Запуск этого проекта позволит банку сэкономить средства, а клиентам - сэкономить время при получении кредита.
В условиях кризиса Сбербанк создает специальные опции, которые помогут заемщикам решить проблемы задолженности. На данном этапе утверждаются стандартные условия реструктуризации проблемной задолженности для малого бизнеса. Порядка 20% заемщиков смогут провести реструктуризацию платежа с установленным графиком от года до 1,5 лет. Им будут предложены три варианта реструктуризации: отсрочка по основному долгу, по процентным платежам или комбинированный вариант сроком на один-полтора года. Для получения отсрочки клиенты должны предоставить мотивированное обоснование необходимости реструктуризации долга, иметь долгосрочную положительную кредитную историю в Сбербанке и готовность предъявить дополнительные документы для мониторинга финансового состояния клиента.
В планах Сбербанка также активное наращивание кредитного портфеля малого бизнеса под обеспеченный спрос, в первую очередь, за счет госзакупок. Малый бизнес-победитель тендеров будет прокредитован в первую очередь и в требуемых объемах. Потенциал роста в этом секторе С. Сагайдак оценивает до 800 млрд рублей. На конец 2008 года объем кредитного портфеля составил 600 млрд рублей, по прогнозам, по итогам 2009 года он составит 700 млрд рублей.
С. Сагайдак сообщила, что в первом квартале текущего года вводится новый продукт - «Лизинг для малого бизнеса». Преимущество будет отдано бизнесу, решающему проблему импортозамещения. Лизинг позволит приобрести оборудование, организовать переработку продукции.
В этом году запущен еще один новый продукт Сбербанка – «Коммерческая недвижимость», который предусматривает кредитование до 10 лет для выкупа малыми компаниями приватизируемого муниципального имущества.
В следующем году планируется запуск проекта «Факторинг».
Отдельное внимание уделяется развитию микрофинансирования – сегменту, наиболее востребованному в кризис. Сбербанк в этом году планирует запуск в ЮФО пилотного проекта кредитования начинающих предпринимателей в объеме до 350 тыс. рублей. По оценкам Сбербанка, потребность в микрозаймах в РФ удовлетворена на 20%.
Кроме того, в Сбербанке планируют запустить собственную систему консалтинговой поддержки МБ. Уже сегодня работает новый формат обслуживания клиентов – Центр развития малого бизнеса. Фактически это полноценный филиал банка для обслуживания клиентов, в котором предусмотрена вся нефинансовая поддержка МБ – консалтинг по вопросам налогов, регистрации, заключения договоров, таможенного законодательства и прочее. Таких центров создано на территории РФ 135.
В I квартале текущего года будет также запущен проект «Колл-центр для малого бизнеса» федерального масштаба. Операторы прямой линии будут принимать звонки предпринимателей.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», о том, как выглядит типичный заемщик Сбербанка – представитель малого бизнеса, С. Сагайдак ответила, что, по статистике, это предприниматель, работающий в сфере услуг или торговли, имеющий оборот до 30 млн рублей, если он работает по упрощенной системе налогообложения, или порядка 70-80 млн, если он платит налоги по традиционной схеме, которому требуется купить оборудование. Как правило, у этого клиента уже открыта небольшая кредитная линия в Сбербанке, налажен личный контакт с менеджером, который его постоянно обслуживает.

ИА "Альянс Медиа"