Несмотря на "новые экономические условия", пробок в Москве меньше не стало. А
вот сертифицированные мастерские из-за остановки автокредитования сворачивают
свой бизнес. Таким образом, у малых предприятий появился отличный шанс занять
свободную нишу на рынке и, как подсчитал "МК", получить хороший доход.
В кризис мечты о новой иномарке для многих россиян так и остаются мечтами.
Несмотря на то что автомобили подешевели, а автосалоны предлагают заманчивые
антикризисные скидки, продажи новых автомобилей падают.
Тем не менее народ пока на машинах ездить не перестал. Во всяком случае, в
Москве и других крупных городах пробки не исчезают. Вывод: люди ездят не на
новых машинах. Но каждый, хоть раз имевший дело с автомобилем не в качестве
пассажира, знает простую истину: не новая техника ломается гораздо чаще, чем
новая.
Но кризис влияет и на выбор автосервиса. Рядовые автолюбители все чаще
предпочитают официально сертифицированным авторемонтным мастерским более мелкие,
зато с низкими ценами. Конечно, двигатель "Мерседеса" местные кулибины вряд ли
переберут, зато помятое крыло вытянут в два раза дешевле, чем официальные
механики, не говоря уже о таких мелких вещах, как замена масла, смена резины и
т.д.
Россияне все реже берут автомобили в кредит, стимулируя спрос на услуги частных
автосервисов. Дело в том, что требование обслуживания автомобиля только у
официальных ремонтников довольно часто входило в кредитный договор. При этом
необходимость платить за ТО (ежегодное техническое обслуживание автомобиля) по
30-40 тыс. руб. и раньше для многих била по кошельку. Теперь же автолюбители
перестали ругаться с банками по этому вопросу: они просто делают ТО там, где
дешевле. Не сказать, чтобы качество мелких ремонтов и ТО при этом существенно
снизились. Зато спрос на недорогие услуги такого рода явно вырос.
Авторемонтный бизнес невозможен без помещения. То есть нужен гараж, и желательно
отапливаемый - для работы зимой. Существуют мелкие автосервисы, слепленные из
одного-двух стандартных боксов в гаражных кооперативах. К сожалению, такой
вариант позволяет заниматься только шиномонтажом, а потому для
предпринимательства в данной сфере подходит мало.
Дело в том, что для нормального ремонта в производственном помещении-гараже
должен быть высокий потолок - метра 4, а лучше 5. Потому что ремонтируемый
автомобиль желательно подвесить на цепях либо просто поднять на лапах подъемника
на высоту человеческого роста, то есть на 1,5-2 метра. Вариант с ямой не
подходит: согнувшийся в три погибели механик вряд ли сделает работу качественно.
Кроме того, высота потолка обусловлена еще и тем, что ремонта требуют не только
легковые автомобили, но и мелкие грузовики. Ремонт грузовой "Газели" по
сложности не отличается от ремонта легковой "Волги" (двигатели одинаковы). А
высота "Газели" с объемом кузова 16 кубометров составляет по техпаспорту 2,35 м.
Плюс подъем автомобиля на 2 м - вот и набралось почти 4,5 м высоты потолка. А
"Газелей" на дорогах много, и ломаются они часто.
Помещение, удовлетворяющее указанным критериям, найти непросто. Немаловажно и
место: автосервис должен быть там, где ездят автомобили. Места вдоль оживленных
автотрасс давно заняты. А в центре городов подходящих помещений мало.
Тем не менее варианты есть. Дело в том, что, несмотря на повышенный спрос,
довольно много автосервисов разоряется. Парадокс объясняется просто: прогорают
либо бывшие официальные авторемонтники, либо арендованные автосервисы.
Причем
первые даже не прогорают: просто при падении спроса известные автомобильные
бренды начинают экономить на сертифицированных мастерских и закрывают их. Здания
и оборудование в таком случае выставляются на продажу. Хороший вариант "под
ключ" сейчас можно купить за 2,5-3 млн руб. Для малого бизнеса это, конечно,
дороговато. Зато можно получить полностью готовую к работе производственную
площадку.
С арендованными же автосервисами надо быть поаккуратнее. Хозяева помещений не
сильно-то снижают стоимость аренды в кризис. Зато всегда готовы поднять ее при
малейших признаках улучшения ситуации. Поэтому арендовать помещение под
автосервис не рекомендуем. Тем не менее скажем, что затраты на аренду
подходящего помещения площадью 30-40 кв. м сейчас составляют около 20-25 тыс.
руб. в месяц. Кстати, если уж рассматривается вариант аренды, то можно подумать
об аренде "угла" в районе складов. Они сейчас пустуют и сдаются дешево, а
грузовичков там бегает много.
У малого бизнеса сейчас появилась и другая возможность: автосервис можно
построить. На некотором удалении от крупных городов земля вдоль трасс становится
дешевой. А спад на рынке строительства удешевил стройматериалы и работу. Да и
местные муниципалитеты в связи с кризисом и антикоррупционной кампанией уже не
такие жадные, как раньше. Строительство приличного помещения, удаленного менее
чем на 50 км от крупного города, обойдется примерно в 1 млн руб. При этом
стоимость собственно строительства составит около 600-700 тыс. руб. (включая
материалы).
Остальное уйдет на "оформление разрешительной документации" (чтоб не сказать "на
взятки"). Необходимо добавить еще 100-150 тыс. руб. на подключение к
коммуникациям. Подведение газа вряд ли нужно (отапливать будем электричеством),
но вода и тем более электричество в варианте 220/380 вольт - просто необходимы.
Помещение необходимо оборудовать. Прежде всего необходимы подъемники (их нужно
два). Желательно брать двухстоечные с двумя электромоторами, грузоподъемностью
до 5 тонн. Много почти новых подъемников из закрывающихся официальных
автосервисов сейчас распродается. И за 70 тыс. руб. вполне можно приобрести два
приличных подъемника в хорошем состоянии.
Затем необходим шиномонтажный стенд (около 40 тыс. руб.), балансировочный стенд
(в районе 50 тыс. руб.) и стенд "сход-развал" (примерно 55 тыс. руб.). Далее
листогибочная машина (60 тыс. руб.) и пресс (около 40 тыс. руб.). Еще
потребуется промышленный сварочный аппарат (30-35 тыс. руб.). А также пара
тележек и множество мелкого инструмента (ключей, отверток и т.д.). В общем, в
400 тыс. руб. для оборудования минимального автосервиса (с доставкой и
установкой) уложиться можно. Дальше нет предела совершенствованию. Например,
стенд для правки дисков и барабанов - 80 тыс. руб. Или весьма выгодная вещь -
окрасочная камера. Но и стоит она 450-500 тыс. руб.
Даже в минимальном варианте автосервис многое может. Помимо банального
шиномонтажа доступен также мелкий кузовной ремонт и даже переборка двигателей,
по крайней мере у отечественных автомобилей. Необходимы еще квалифицированные
механики (двое, один из которых по совместительству будет управляющим) и пара
подсобных рабочих. Суммарные расходы на зарплату с учетом увеличившихся выплат в
фонд социального страхования - порядка 150 тыс. руб. в месяц.
Итак, первоначальные затраты в минимальном варианте (арендованное помещение)
составят 400 тыс. руб. (оборудование) + 50 тыс. руб. (арендная плата за два
месяца) + 150 тыс. руб. (зарплата работников за первый месяц) + 50 тыс. руб.
(регистрация предприятия). Итого 650 тыс. руб. В случае покупки или
строительства собственного помещения эти расходы возрастают до 1 млн 800 тыс.
руб.
В переменные ежемесячные расходы следует записать зарплату (150 тыс. руб.),
коммунальные платежи (20 тыс. руб. - автосервис потребляет много электричества),
налоги (30 тыс. руб. - см. ниже) и затраты на расходные материалы и амортизацию
оборудования (20 тыс. руб.). Итого - 220 тыс. руб. в месяц.
Средний столичный автосервис "без наворотов" способен приносить в среднем 8-10
тыс. руб. в день. При этом один подъемник будет использоваться для обслуживания
мелких клиентов ("переобуть" резину, заменить масло и т.д.), а на втором будет
стоять автомобиль со сложным ремонтом. На трассе мелкий клиент появляется в
среднем раз в 2 часа, и в день таких бывает 4-5. С каждого по 1 тыс. руб. -
получаем 4-5 тыс. руб. в день. Сложный ремонт стоит от 10 тыс. руб. и длится от
2 дней. Это еще 5 тыс. руб. в день. Итого - 240-300 тыс. руб. дохода в месяц, если
работать без выходных.
Особо следует сказать о налогах. Предполагается, что будет открыто ИП и
бухгалтерию предприниматель будет вести сам. Налог по упрощенной ставке
составляет 6% от доходов. Или 18 тыс. руб. при указанных доходах. Повторимся,
однако, что автосервис невозможен без стационарного помещения. А значит, "на
огонек" к предпринимателю будут периодически заглядывать разного рода
проверяющие. Поэтому на отношения с государством во всех его проявлениях следует
заложить как минимум 30 тыс. руб. в месяц.
Теперь окупаемость. Чистая прибыль в минимальном варианте оборудования
составляет от 20 до 80 тыс. руб. в месяц. Поскольку день на день и месяц на
месяц не приходится, то берем средний вариант - 50 тыс. руб. в месяц. Тогда
окупаемость проекта при арендованном помещении составляет 13 месяцев - чуть
больше года. Но при этом над предпринимателем постоянно висит угроза, что хозяин
помещения выбросит его на улицу, а "прикормленный" автосервис возьмет себе. В
случае же собственного здания окупаемость проекта составляет 3 года. Именно этот
вариант представляется наиболее разумным для старта малого бизнеса, несмотря на
высокие первоначальные расходы.