Rambler's Top100

Москва: МБ успешно реализует программу развития магазинов шаговой доступности

12.10.2009 10:15
Одной из форм активного участия малого бизнеса Москвы в решении социальных проблем города является обеспечение стабильного, несмотря на кризис, функционирования магазинов шаговой доступности. Об этом свидетельствуют данные еженедельного мониторинга, осуществляемого с 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с родственными центрами во всех городских округах.
За весь период мониторинга в опросах приняли участие представители руководящих органов 4323 торговых заведений шаговой доступности.
На основе регулярных опросов руководителей этих торговых точек можно сказать, что в целом им удается удерживать довольно стабильные цены реализации товаров. Распределение шаговых торговых заведений по шкале «увеличение/падение собственных цен» остается примерно одинаковым за весь период мониторинга. В ноябре 2008 года 46,6% магазинов либо не переписывали ценников, либо производили снижение цен, а 48,9% повышали цены. В сентябре нынешнего года баланс практически не изменился. В первую группу вошли 45,1%, а во вторую – 49,3%. Примерно таким же было соотношение торговых точек по ценовому показателю и в течение года.
Проводить относительно стабильную ценовую политику приходится в непростых условиях. Во-первых, в 2009 году шаговые торговые точки столкнулись с ощутимым падением объемов продаж и выручки. В конце прошлого года доля магазинов, имевших устойчивыми объемы реализации или нарастившими их, составляла 57,1%. В третьем квартале текущего года она сократилась и стала насчитывать 44,4%. Соответственно увеличилось число магазинов, почувствовавших снижение объемных показателей. Их стало 50,7% против 39,1% в 2008 году.
Таким образом, разность между относительно успешными и неуспешными торговыми точками (или условный индекс «Объемы продаж») в прошлом году составляла 18% и была положительна, а теперь остановилась на отметке - минус 6,3%.
Тем не менее, опросная статистика показывает, что объемы реализации имеют тенденцию к увеличению. Для сравнения нужно сказать, что в первом квартале индекс имел значение минус 16,6%, а во втором – минус 12,3%.
Вторым сдерживающим фактором в деятельности магазинов шаговой доступности являются затраты на продажи. По итогам мониторинга в третьем квартале выяснилось, что на их рост жалуются в каждом втором торговом заведении (51%). Придерживаться неизменного уровня затратности удается примерно каждому третьему магазину (34,3%), а сокращать затраты только 5,4% торговым организациям. Таким образом, значение индекса «Затраты» находится в отрицательной зоне.
На затратности продаж не лучшим образом сказываются «чужие цены», на рост которых жалуются сегодня в большинстве (68,7%) заведений торговли. О снижении закупочных цен свидетельствуют лишь отдельные розничные точки – 3,5%. Тем не менее, имеет место некоторое ослабление ценовой внешней напряженности. В начале мониторинга на рост «чужих цен» указывали 74,2% респондентов, а на их снижение – 2,2%.
Имеются и другие факторы, мешающие торговой деятельности. Так, нередкими остаются задержки поставок со стороны контрагентов. Сегодня эта проблема возникает с разной периодичностью примерно в каждом четвертом магазине (24%). Хотя острота ее снижается, если судить по тому, что в прошлом году на необязательность поставщиков жаловались в 37,8% заведениях торговли.
Сказываются на работе шаговых торговых точек и задержки по проводкам платежей. В 2008 году с этим столкнулись 28,6% респондентов, а нынешней осенью 17,3%.
Несмотря на кризис, представители заведений шаговой торговли не собираются отказываться от своих ближайших (трехмесячных) планов по масштабам деятельности. Индекс «Производственные планы» в 2008 году составлял 52%, а в третьем квартале достиг 55%.
Довольно уверенное функционирование малого бизнеса в рамках программы развития магазинов шаговой доступности дает основание рассматривать эту сферу в качестве реального источника появления немалого количества новых рабочих мест. Опросы магазинов в сентябре показали, что 27% из них в предстоящий трехмесячный период настроены привлекать дополнительных работников, и только 11% - увольнять персонал. 43% респондентов количественный состав сотрудников менять не собираются.
С более детальными мониторинговыми данными по магазинам шаговой доступности можно познакомиться в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого бизнеса».

ИА "Альянс Медиа"