Rambler's Top100

Как улучшить предпринимательский климат в России

09.02.2010 15:40
Снижению административных барьеров и улучшению предпринимательского климата в современной России была посвящена международная научная конференция, состоявшаяся в Государственном университете-Высшей школе экономики 9 февраля.
Президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан констатировал, что работа по снижению административных барьеров, начавшаяся при его участии совместно с Владимиром Мау в 2000-м году, не дала долгосрочных результатов.
«Программа дебюрократизации процедур, названная в народе «программой Грефа», включила в себя 6 проектов, 5 из которых стали впоследствии законами. В итоге, по прошествии некоторого времени, административные издержки бизнеса снизились в среднем с 11 копеек с каждого рубля до 8 копеек, но сегодня уровень снова поднялся. Средний бизнес выиграл больше, чем малый, вход на рынок нисколько не облегчился, зато тем, кто уже работал на рынке, стало немного полегче», - отметил А.Аузан.
В процессе снижения барьеров произошло «вытеснение» наиболее слабых инстанций – торговой инспекции, санитарно-эпидемиологической службы, пожарного надзора – из сферы проверок, но их место тут же заняли, с более жесткими методами проверок и изъятий, МВД и налоговая служба, считает он.
«То есть в краткосрочной перспективе наши меры сработали, но в среднесрочной стало понятно, что экономика осталась заблокированной бюрократическими процедурами, и повторение предложенных нами мер ничего, кроме тех же «трех копеек», не даст», - сделал вывод А.Аузан.
Он полагает, что в смысле дальнейшего улучшения предпринимательского климата логично было бы не снижать издержки, а увеличивать прибыль.
«Предельная минимизация издержек – отсутствие всякой деятельности. Если ввести жесткий мораторий на проверки, ничего хорошего не произойдет. Это модель «ухудшающегося отбора», когда выигрывает недобросовестный участник рынка. Всякий мораторий засорит рынок», - считает А.Аузан.
Никакие меры, по его мнению, не могут давать результата, если не осуществляются при полной координации действий трёх участников процесса – власти, бизнеса и общества. Этот «магический треугольник» диктует условия принятия всех возможных решений.
«Мы назвали это «принципом включенного третьего». Неверно также постоянно повторять «не мешайте бизнесу, бизнес всё сделает сам». Власть призвана улучшать правила игры, создавать условия для нормального функционирования бизнеса, бюрократия – производительная сила, и от нее нужно требовать результата», - утверждает А.Аузан.
Он счёл недопустимой сегодняшнюю организацию процесса отраслевого саморегулирования, в котором инициатива перехватывается отраслевыми «маргиналами» или чиновниками.
«Нужен внятный механизм компенсационных сделок с ведомствами, осуществляющими надзор и контроль за каждой отраслью. Чиновники должны видеть, что их уступка не приведет к обвальному падению их доходов. Помнить следует одно: принятие закона, в данном случае о снижении количества проверок, означает, что работа над ним только начинается», - заключил А.Аузан.
Президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин также весьма определенно высказался за изменение риторики.
«Не снижение барьеров, вызывающее бешеное сопротивление в чиновничестве, но нечто другое должно быть поднято на флаг повышения качества процедур. Ведь в законе о техническом регулировании нет ни слова о снижении барьеров! Для реализации любого закона нужна лишь политическая воля публичной власти исполнить то, что она в этот закон заложила», - считает Г.Томчин.
Он привел пример закона о концессиях, буквально заимствованного у России Казахстаном и исполняющегося безукоризненно только потому, что закон сопровождают строгие процедуры мониторинга его исполнения.
«А у нас дороги до сих пор строятся в сто раз дороже, чем в Казахстане: исполнение закона никем не контролируется», - подчеркнул Г.Томчин.
Появление первого же технического регламента отозвалось сильным чиновничьим раздражением по адресу разработчиков регламента, но с течением времени и этот процесс реакции на документ должен войти в рабочее русло.
«К сожалению, один из самых неудачных проектов бизнеса – Президиум РСПП, состоящий из представителей крупного бизнеса, которому волей-неволей удобнее договариваться с властью напрямую, минуя общественные процедуры. В это время «ОПОРЕ РОССИИ», малому и среднему предпринимательству буквально кидают подачку в виде Федерального закона N134-ФЗ, что немного, некардинально улучшает ситуацию», - подметил Г.Томчин.
Несмотря на демократические убеждения, он выступил сторонником повышения уровня принятия решения.
«Чем ниже уровень принятия решения, тем хуже бизнесу», - убежден Г.Томчин.
Вину за повышение стоимости административных издержек бизнеса он возлагает не только на чиновничество, но на его неотъемлемую составляющую – государственный бизнес.
«Если в каком-либо ключевом министерстве один и тот же чиновник высокого ранга отвечает и за регулирование сферы, и за деятельность госкомпаний в ней, то, каким бы он ни был «рыночником», игра пойдёт в одни ворота. Следует развести: или регулирование, или участие в рынке», - предложил Г.Томчин.
Главным импульсом к введению «электронного правительства» должно быть не снижение потребления бумаги, а чёткое описание регламента предоставления государственных услуг, которых, по словам Г.Томчина, «не может быть более тридцати, а не четыреста, как сегодня». Закрепление огромного количества полномочий за властными органами даст лишь консервацию власти в том неэффективном виде, в котором она существует в России в течение многих десятилетий.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Вячеслав Корочкин заметил, что ситуация с проверками, по сравнению с периодом 2006-2008 гг., когда в год их осуществлялось до 20 млн, несколько улучшилась в связи с исключением МВД из внепроцессуальной сферы и вмененной обязанностью согласовывать проверки с прокуратурой.
«Фактически, половина проверок прокуратурой отвергнута, что уже неплохо. Давление на бизнес снижается, однако траты его вниз не идут: платные услуги набирают обороты. Если в торговле они составляют 3% от выручки, в техническом обслуживании – 4%, то в сельском хозяйстве уже 10%, не говоря о медицине (20%) и таком важном ее сегменте, как фармацевтика (22%)», - сообщил В.Корочкин.
По его словам, без оплаты невозможно получить сертификат пожарной безопасности помещений, стоимость подключения к энергосетям и вовсе зашкаливает – в Москве подключение стоит примерно 3 млн рублей. Сопоставимые расходы ждут предпринимателя, задумавшего получить разрешение на размещение вывески, и процедуры оптимизируются исключительно взятками.
«Без закона о стандартах предоставления государственных услуг ситуация останется прежней в течение неопределенно долгого срока. Так, экспертиза партии сена на тяжелые металлы стоит дороже самой партии сена, но с этим абсурдом никто не борется. Нужно обрисовать эти сложенные чиновничеством псевдорынки, спекулирующие на понятии «безопасность потребителя», манипулирующие общественным сознанием. Человечество веками жило без сертификации и лицензирования, и, за исключением масштабных эпидемий, прекрасно себя без них чувствовало», - заключил В.Корочкин.
Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрей Шаров согласился с тем, что технические регламенты формулируют те правила, которые потом становятся барьерами, если сформулированы несовременно.
«Однако в реформе технического регулирования голос бизнеса парадоксально слабее, чем в той же налоговой реформе. Победа бизнеса в техрегулировании одна – сокращение списка обязательной сертификации. Полагаю, бизнес находится в стороне от реформы. В результате, одни чиновники пишут технические регламенты, а другие их останавливают. Немного лучше ситуация с административной реформой», - подчеркнул А.Шаров.
В отношении проблемы саморегулирования он отметил, что важной целью реформы является непременное участие отраслевых союзов в принятии и доработке отраслевых технических регламентов.
«Можно усложнять процедуры проверок, сокращать их количество, но без смены мотивации чиновника все эти меры будут носить характер косметических. Чиновника не уважает общество, после отставки он отправляется в советы директоров сопоставимых с его постом компаний, он превращается в изгоя. Та же самая проблема мотивации и в области платных услуг, то есть без компенсационных сделок на сегодня обойтись нельзя. Важно помнить, что и саморегулирование является механизмом компенсационной сделки, а коррупция в СРО на порядок лучше коррупции в государственных органах», - заключил А.Шаров.

ИА "Альянс Медиа"