Rambler's Top100

Предпринимательский ответ на кризис

03.07.2010 10:00
Согласно результатам Global Entrepreneurship Monitor (GEM), уровень предпринимательской активности в минувшем году не претерпел драматических изменений. Как и в прежние годы, мониторинг фиксирует, что предпринимательская активность, как правило, снижается по мере "взросления" экономики. Однако страновые особенности создают довольно сложную гамму вариаций вокруг тренда, отмечает координатор GEM по России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
Исследования в рамках GEM (охватывает 55 стран, Россия участвует в проекте с 2006 г.) устойчиво показывают, что взаимосвязь между уровнем предпринимательской активности (TEA) и экономическим ростом имеет U-образный характер. В связи с этим в исследовании выделяется три группы стран: ресурсно ориентированные (Венесуэла, Саудовская Аравия, Ямайка и др.), эффективностно ориентированные (Россия, Аргентина, Бразилия, Китай, Иран, Румыния, Южная Африка и др.) и инновационно ориентированные (Германия, Гонконг, Испания, ОАЭ, Финляндия, Япония и др.).
Групповые особенности
В ресурсно ориентированных экономиках средний уровень вовлеченности в предпринимательство как ранних, так и устоявшихся предпринимателей в минувшем году был достаточно высок. Индекс ранней предпринимательской активности (ТЕА) составил 17,7% против 15,9% в 2008 г.
Беднейшая из стран группы, Уганда, демонстрирует самый высокий уровень ТЕА - 33,6%, причем доля населения, вовлеченного в раннюю предпринимательскую активность "по необходимости" составила в 2009 г. 45% (в среднем по группе стран - 29%, наименьший уровень - в Саудовской Аравии, 12%).
В странах ресурсно ориентированной группы (так же, как и в эффективностно ориентированных) организация нового бизнеса чаще шаг вынужденный, не связанный по большому счету с оценкой бизнес-возможностей или стремлением к независимости (что особенно характерно для инновационно ориентированных экономик).
В эффективностно ориентированных экономиках уровень предпринимательской активности (ТЕА) значительно ниже - 11,2% (11,4% в 2008-м г.), но доля вынужденных - 32% - незначительно отличается от показателя в ресурсно ориентированных странах. При этом латиноамериканские страны демонстрируют значительно более высокий уровень ТЕА - 16,7% в среднем, а восточноевропейские - 6,2% (в России - 3,9%). Уровни вынужденного предпринимательства приблизительно одинаковы: максимальный в Аргентине и Сербии (47% и 41% соответственно), минимальный - в Венгрии и Уругвае (24% и 22%; в России 29%). Такая картина соотносится с общим предпринимательским климатом в латиноамериканских странах, где и имидж предпринимателя, и желание стать предпринимателем существенно выше, чем в других странах группы.
В инновационно ориентированных экономиках ТЕА составляет 6,3% (в 2008-м г. 6,8%) при невысоком уровне вынужденного предпринимательства (17%). Максимальное значение ТЕА в Исландии (11,4%), минимальное - в Японии (3,3%). Наивысший уровень предпринимательства по необходимости - в Южной Корее (45%) и Японии (30%), а наименьшие в таких странах, как Дания и Швейцария (7%), Норвегия, Бельгия и ОАЭ (9%). В отличие от первых двух групп стран, где доля предпринимателей "по необходимости" была сопоставима с долей "по возможности", в инновационно ориентированных странах доля первого мотива предпринимательства в 3 раза превышает долю вынужденных предпринимателей (76% и 17%). Более того, в инновационно ориентированных экономиках предприниматели, начинающие бизнес "по возможности", стремятся прежде всего к независимости (Словения, Италия, Германия, Финляндия, Швейцария, Голландия), чем к увеличению дохода, характерного для стран двух других групп.
Общее и особенное
В среднем по группам стран уровни активности устоявшихся предпринимателей (бизнес старше 3,5 лет) приблизительно равны: 8,9%, 7,9% и 6,8% (в 2008-м г. 8,7%, 7,5%, 7,1%) соответственно.
Уровень выхода из бизнеса наименьший в инновационно ориентированных экономиках - 2,5% (2,5% и в 2008-м г.) и наибольший в ресурсно ориентированных экономиках 6,9% (9,2% в 2008-м г.), при 4,9% в эффективностно ориентированных.
Основная причина закрытия бизнеса во всех странах GEM - нерентабельность бизнеса. Особенно нерентабельность (40%) и трудности с доступом к финансированию (18%) представляют проблему для предпринимателей эффективностно-ориентированных экономик. Для ресурсно ориентированных экономик также характерны несостоятельность по личным причинам - 30%; (нерентабельность - 35%). В инновационно ориентированных экономиках чаще объясняют выход из бизнеса возможностью продажи бизнеса, а проблемами с доступом к финансированию - реже (в 1,5–2 раза).
В 2009-м г. распределение причин выхода из бизнеса по группам стран существенно не поменялось по сравнению с 2008-м г., хотя в среднем на 5–7 п.п. убавилась доля тех, кто указывал на возможность другого трудоустройства.
Коэффициент расширения предпринимательства (отношение уровня нарождающегося предпринимательства к уровню выхода из бизнеса) позволяет говорить о расширении предпринимательства. В 13 из 55 стран GEM значение этого коэффициента ниже 1 (в т.ч. в двух странах с инновационно-ориентированными экономиками: в Южной Корее и в Израиле). Связь между коэффициентом расширения и уровнем экономического развития не обнаружена.
В целом же по мере экономического роста и увеличения доходов темпы роста малого и среднего бизнеса уменьшаются - все большее количество людей находит стабильную работу на крупных предприятиях. Таким образом, для стран с низким уровнем доходов на душу населения уменьшение уровня предпринимательской активности может считаться положительным знаком. В целом исследование обнаруживает наличие U-образной связи между ВВП на душу населения и уровнем предпринимательской активности.
Разброс индексов внутри группы стран показывает, что размер предпринимательского сектора в стране подчинен и другим факторам. Например, количество потенциальных предпринимателей, планирующих открытие бизнеса в ближайшие три года, в среднем в два раза превышает число ранних предпринимателей. Но во Франции - в 4 раза, в Саудовской Аравии - в 8 раз, в Аргентине и Бразилии - в 3 раза, в Тунисе - в 18 раз.
Распределение предпринимательской активности по секторам зависит от уровня развития экономики, в этом отношении данные за минувший год мало отличаются от соответствующих показателей предшествующего года. Однако во всех типах экономик заметно сокращение доли потребительских услуг и товаров среди секторов предпринимательской активности во всех типах экономик. Доля услуг бизнес-сектору остается стабильной. В инновационно ориентированных экономиках увеличилась доля обрабатывающей промышленности.
С точки зрения возрастной структуры по всем группам стран наибольшую раннюю предпринимательскую активность демонстрирует возрастная группа 25–34. А соотношение мужчин и женщин колеблется в зависимости от типа экономик и культурных особенностей и традиций. В некоторых ресурсно ориентированных экономиках доля женщин незначительно ниже доли мужчин (Уганда, Венесуэла). В эффективностно ориентированных странах Латинской Америки различия между долями мужчин и женщин - ранних предпринимателей - незначительны, в большинстве же восточноевропейских стран доля мужчин намного превышает долю женщин. Для инновационно ориентированных экономик характерно двукратное превышение доли мужчин над долей женщин среди ранних предпринимателей.
Условия предпринимательства
Значение показателя "благоприятные условия для создания бизнеса" (в стране/регионе в ближайшие полгода; показатель характеризует восприятие населением условий создания бизнеса) может быть выше в странах с низким уровнем развития экономики, чем в более развитых странах. В большинстве инновационно ориентированных стран значение соответствующего показателя составляет 20% (39% - 2008 г.), в эффективностно ориентированных - 36% (48%), в ресурсно ориентированных - 51% (53%). Эти данные, вероятно, можно, считать показателем реакции предпринимателей на кризис, так же как и сокращение во многих странах доли тех, кого страх провала удерживал от создания собственного бизнеса. В инновационно ориентированных экономиках доля таких ответов респондентов упала с 40% до 34% (в Германии - с 49% до 37%), в ресурсно ориентированных - с 36% до 34%, в эффективностно ориентированных - с 39% до 35% (в том числе в России - с 64% до 50%).
Качество предпринимательства
Качество предпринимательства в исследовании оценивается на основе трех параметров: инновационность деятельности, экспортная ориентация и ожидаемый рост бизнеса.
Для оценки инновационности потенциала страны рассчитывается количество предпринимателей, которые считают, что предлагаемый ими продукт/услуга является новым для всех или нескольких потребителей и не вступает в конкуренцию на рынке.
Максимальный показатель инновационности - в Чили (47% , среднее значение за 2004–2009 гг.) и Уругвае - 43%. Среди инновационно ориентированных экономик по этому показателю лидируют Дания (38%) и Словения (35%), в США, Китае, ряде стран Европы и Азии этот показатель ниже - 20–25%. В Индии, Венесуэле и на Ямайке (ресурсно ориентированные экономики) - в среднем 15%. В России - 17%.
Оценка перспектив роста компаний в рамках мониторинга связана с перспективой создания новых рабочих мест. В 2009 г. среди ранних предпринимателей 70% респондентов предполагали привлекать наемных работников, 30% говорили, что создают бизнес, в котором будут заняты только сами. Из стартапов 14% планировали создать 20 и более рабочих мест (такие компании квалифицируются как быстрорастущие), 44% - 5 и более. Максимален данный показатель в ОАЭ (чуть больше 80% предпринимателей собираются создать 5 и более рабочих мест) и в России (порядка 75% в среднем за 2004–2009 гг.). Также велика нацеленность на быстрый рост среди ранних предпринимателей в Турции (35%) и в Китае (29%). Среди инновационно ориентированных стран помимо ОАЭ выделяются Сингапур и Гонконг (около 20%). Наименьшие показатели - в Испании, Греции и Финляндии (менее 5%).
В рамках исследования выявлена отрицательная зависимость между показателем вовлеченности в быстрорастущее предпринимательство и строгостью регулирования рынка труда (защита от увольнений).
Ориентация ранних предпринимателей на международный рынок характерна для стран, не имеющих емкого внутреннего рынка. Более 25% покупателей за пределами страны имеют ранние предприниматели Гонконга и ОАЭ (порядка 39%), Румынии, ЮАР, Хорватии (около 30%). Практически не имеют иностранных потребителей ранние предприниматели Китая и России (89%), а также Бразилии (85%), сообщает Opec.ru.

ИА "Альянс Медиа"