Rambler's Top100

Закон о госзаказе помог бизнесу преодолевать административные барьеры

23.07.2010 13:30
Закон о госзаказе существенно снизил коррупционный потенциал органов власти и помог преодолеть административные барьеры в сфере размещения заказов. Экономия бюджетных средств за 4 года составила более 770 млрд рублей. Об этом сообщил глава ФАС России Игорь Артемьев в связи с 5-летним юбилеем с момента принятия в Российской Федерации нового закона о госзакупках.
Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был принят 21 июля 2005 года и вступил в силу с 1 января 2006 года.
Как сообщает пресс-служба ФАС России, за время действия этого закона в системе государственного заказа произошли серьезные изменения, которые существенно отразились на экономике страны в целом.
«Принятие этого закона означало рождение новой экономической идеологии в нашей стране, основанной не на административных процедурах, а на финансовой мотивации участников, максимального исключения субъективного фактора при проведении торгов. Я думаю, что в нашей стране родилось новое экономическое движение», – считает начальник управления контроля госзаказа ФАС России Михаил Евраев.
По экспертным оценкам, до принятия закона о госзакупках только 1% от всех аукционов проводился без административного давления и субъективного фактора со стороны заказчиков. С принятием закона о госзакупках началась реформа системы госзаказа в России, которая привела к радикальным изменениям в организации и проведении торгов в нашей стране.
До вступления в силу закона о госзаказе:
- информация о торгах размещалась только в печатных СМИ, что зачастую приводило к тому, что количество участников торгов искусственно ограничивалось, и заказы уходили компаниям, приближенным к чиновникам;.
- к участникам конкурсов можно было предъявлять любые требования, что позволяло устранить «неугодные» компании и создать преимущества отдельным компаниям;
- существовали произвольные критерии отбора победителя, аукционов не было в принципе, что порождало влияние «субъективного фактора» при оценке заявок;
- существовал открытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика;
- у предпринимателей отсутствовала возможность административного обжалования действий заказчика (только длительная судебная процедура).
После вступления в силу закона о госзаказе:
- вся информация о государственных закупках размещается на едином портале в сети Интернет (сайт www.zakupki.gov.ru), т.е. в торгах может принять участие любой предприниматель из любой точки страны;
- произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (административная предквалификация заменена на экономическую) – для поставщика это дает возможность беспрепятственно участвовать в торгах, а для заказчика – гарантию высокой финансовой мотивации;
- введены аукционы, в т.ч. в электронной форме на ограниченном количестве площадок в стране. Заказчик получает товар заданного им качества по минимальной цене;
- перечень случаев, когда можно не проводить торги, ограничен законом, появился реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков создан ФАС России в 2007 году. Все лица, признанные уклонившимися от заключения контракта, либо те, с кем контракт расторгнут в судебном порядке в связи с его ненадлежащим исполнением, вносятся в единый Реестр недобросовестных поставщиков. Сейчас в Реестре находится около 4 000 недобросовестных поставщиков.
Кроме того, с принятием закона предприниматели получили возможность защищать свои права в административном порядке, подав жалобу в ФАС России или ее территориальный орган. ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на действия заказчиков всего за пять (!) рабочих дней. В 2009 г. ФАС России рассмотрело 27,5 тыс. жалоб, из них около 50% были признаны обоснованными. Это значит, что результаты торгов отменены, права предпринимателей были восстановлены, а виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. При этом 95% решений Центрального аппарата ФАС России в сфере госзаказа подтверждаются судами.
В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое — переход на электронные аукционы, второе — повышение качества государственного заказа, которое неразрывно связано с повышением качества финансового обеспечения.
С 1 июля 2010 года все электронные аукционы должны проходить только на пяти отобранных площадках. Это огромный шаг вперед к созданию единого экономического пространства и к высокой ликвидности торгов, отмечается в сообщении ФАС. Заказчики и предприниматели со всей страны будут встречаться только на пяти электронных площадках, а не на многочисленных торгах, проводимых по всей территории страны в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Предполагаемая экономия при запуске электронных аукционов на проектную мощность к 2012 году составит до 1 трлн рублей ежегодно.
С 1 января 2011 года вся система госзаказа переходит к единому реестру контрактов, который будет сопряжен с общероссийским порталом. Будет создан единый информационный ресурс, что позволит выйти на совершенно иной уровень информационной открытости и конкуренции, ликвидности торгов и экономии бюджетных средств.
В ФАС отмечают, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире, ее неоткуда скопировать. Европейские и американские эксперты с интересом изучают российскую практику организации и проведения торгов.
«Мы готовы поделиться с коллегами из других стран опытом реализации нашей реформы и помочь им создать у себя здоровую конкурентную среду в сфере госзаказа», - заявил Михаил Евраев.

ИА "Альянс Медиа"