Rambler's Top100

М.Делягин: «Следующий год еще будет спокойным, зато потом...»

31.12.2010 12:00
В канун Нового года директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин подвел итоги года минувшего и попытался дать экономический и политический прогнозы на ближайшее будущее.
В: Чего вы ждете от наступающего года?
О:
Подсчитано, что для поддержания социально-политической стабильности рост экономики должен быть 5,5% в год. Но этого не будет в России больше никогда. То есть мы будем сползать вниз. Это плохая новость.
В: Может быть, для тех, кто ждет изменений, это как раз хорошая новость, если исходить из принципа «чем хуже, тем лучше»?
О:
Это в корне неправильная позиция. Конечно, если у вас домик в Париже есть и вам там не скучно, то тогда можно так рассуждать. Но у меня ощущение, что огромная часть людей в государстве действует именно из принципа «чем хуже, тем лучше». Им нужно обрушить этот «сарай», чтобы скрыть следы своих деяний. Во время монетизации льгот эти люди были готовы устроить полноценный системный кризис, чтобы отпихнуть соседа от кормушки. Так было в 2004 году. С тех пор прошло шесть лет непрерывной деградации общества...
В: То есть вы хотите сказать, что угроза системного кризиса с тех пор не уменьшилась? Когда он может грянуть?
О:
Когда он начнется, я не знаю. Если сильно повезет, то может быть, в 2015 году или даже раньше. Но при уровне коррупции в нашей стране он неизбежен.
В: А в чем он проявится?
О:
Системный кризис – это утрата государством управляемости важнейшими сферами общественной жизни. Я не хочу никого пугать, но это может закончиться полным развалом всего. Существенно то, что в России работают четыре фактора, определяющие степень риска системного кризиса. Они не прогнозируемы, они принципиально не поддаются количественной оценке, они неисчислимы.
Первый фактор – цена на нефть. Никто два года подряд правильно ее не спрогнозировал, и мне, как экономисту, за это не стыдно. Второе – износ советской технологической инфраструктуры. Это нельзя спрогнозировать, потому что целое поколение специалистов просто вымерло. В стране нет достоверной статистики. Но самое главное то, что технологическая инфраструктура разрушается за счет воровства на ремонте, ущерб от которого никак нельзя подсчитать. Третий фактор – обострение «дружбы народов». В декабре Москва поняла, насколько это серьезно. И наконец, четвертый фактор – степень любви между Медведевым и Путиным. Формально их горизонт – это 2012 год, но на самом деле это лето 2011 года, потому что дальше тянуть с принятием решения, кто идет на президентские выборы, будет уже невозможно.
В: Все-таки хотелось бы чего-то светлого в новом году…
О:
Светлое будет непременно – будет лето, жара. Следующий год будет спокойным, это будет год спокойного солнца. Конечно, возможно периодическое возникновение каких-то проблем, обострений. Но в целом в стране будет тихо и спокойно.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"