Rambler's Top100

С. Катырин: арбитраж – это спор на равных

23.09.2011 12:05
Роль третейского разбирательства как беспристрастного и компетентного форума защиты прав и интересов в бизнес-среде сегодня заметно возросла. Она будет расти и далее. Газеты все чаще помещают новости о том, как по иску такой-то компании, поданной в арбитражный суд, взыскана крупная сумма с другой компании. Ответчиком порой становятся и государственные органы. Но это – только верхушка айсберга, поскольку в силу конфиденциальности третейские суды не разглашают информацию о делах, которые рассматривают.
Об этом в интервью «Российской бизнес-газете» заявил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Идет интеграция экономик разных стран: иностранные компании покупают российские активы и наоборот. В контракты по всем крупным проектам с участием российского и иностранного капитала включаются арбитражные оговорки, в том числе и в пользу Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ. Многим известно, что специальные органы по разрешению споров в бизнес-среде в большинстве стран существуют именно при торговых палатах. Заблаговременный выбор третейского форума – это как правила хорошего тона, это принятый во всем мире цивилизованный подход, отметил он.
В прошлом году третейские суды при палате приняли 538 исков (в МКАС – 306), что значительно больше, чем в предыдущие годы. Так, в 2009 году было подано 443 иска (в МКАС – 250), в 2008 году 276 и 158 соответственно. Это без учета работы третейских судов при территориальных ТПП.
В последние годы мы обгоняем по количеству дел большинство западноевропейских арбитражей, в том числе Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Лондонский международный третейский суд.
Из года в год участниками споров в наших арбитражах являются компании примерно из тридцати – сорока стран мира. Наибольшее их число, естественно, из России и стран СНГ, а также Германии, Италии, Великобритании, Кипра, Турции, Сербии, Китая.
По категориям дел стало больше споров, связанных с телекоммуникационными, консалтинговыми и иными услугами, сделками по купле-продаже акций. Растет число споров в связи со строительными и инжиниринговыми работами, использованием исключительных прав, сказал Сергей Катырин.
На вопрос о путях дальнейшего совершенствования законодательства о третейских судах он сказал, что в России есть два закона, регулирующие процедуру третейского разбирательства. Для разрешения внешнеэкономических споров применяется Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 года, который был подготовлен на основе типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», принятого в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН. Не так давно правительство России внесло в Госдуму пакет поправок к этому закону, которые должны привести его в соответствие с новой редакцией типового закона. Изменения и дополнения касаются формы арбитражного соглашения и обеспечительных мер.
Второй закон, рассчитанный на третейское разбирательство внутри страны – Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», – был принят в 2002 году. С тех пор количество таких судов, на наш взгляд, значительно превысило разумный уровень. Многие из них существуют либо на бумаге, либо имеют 1-2 дела в год.
Гораздо большую опасность представляет ситуация, когда управлять такими судами стремятся лица, которых по своим профессиональным и личным качествам нельзя в эту сферу допускать. Поэтому важно создать ряд эффективных преград для проявления недобросовестности и злоупотреблений в этой сфере, не ухудшив при этом правовые условия для надлежаще работающих третейских судов.
ТПП РФ в развитие инициативы руководства Высшего арбитражного суда выступила с рядом предложений о корректировке законодательства о третейских судах. Речь идет о том, чтобы пресечь деятельность недобросовестных и улучшить правовой режим для нормально работающих третейских судов, в том числе в части повышения эффективности исполнения их решений.
Наши государственные суды, как и суды в других странах, имеют функции контроля и содействия в сфере третейского разбирательства. Важно, чтобы эти функции выполнялись в соответствии с законом. Замечу, что практически во всех случаях ошибочных отмен либо отказов в исполнении решений третейских судов при ТПП РФ ВАС РФ поправляет нижестоящие суды. Конечно, обеспечить такой же высокий, как у судей ВАС, уровень понимания нашей специфики в первой инстанции затруднительно, хотя немало и весьма грамотных судебных актов. Поэтому представляется логичным рассматривать вопросы исполнения международных коммерческих арбитражей не в арбитражных судах субъектов РФ, а в Федеральных арбитражных судах округов.
Вопрос о создании отдельного финансового арбитража для создающегося Международного финансового центра в Москве по своей глубине выходит далеко за рамки проблемы создания отдельного финансового арбитража в нашей стране, сказал далее Сергей Катырин. Репутация таких судов завоевывается десятилетиями. Практика создания новых третейских судов не всегда себя оправдывает. Особенно это заметно в области международного коммерческого арбитража. Например, в течение ряда лет предпринимались попытки развивать международный арбитраж при ТПП Казахстана. Его главой был назначен выдающийся юрист, академик. Затем он покинул свой пост и создал новый международный коммерческий арбитраж. Позже в этой стране возник еще один такой суд. В результате все без исключения суды оказались в проигрыше, они не имеют достаточного количества дел в производстве. В итоге казахский предприниматель все чаще делает выбор в пользу зарубежного арбитражного института.
Нам хотелось бы избежать такого варианта. Большинство из вновь созданных арбитражей разрешает всего лишь по несколько споров в год. Есть ли смысл иметь постоянно действующий суд, для которого нужно разработать комплекс процедурных правил, иметь помещение, нанять хоть одного сотрудника?
Если руководство государства все же примет решение о создании финансового арбитража, то мы уже предложили рабочей группе по созданию Международного финансового центра рассмотреть возможность учреждения финансового арбитража при ТПП РФ, сообщил глава Палаты России.
В последние годы мы обгоняем по количеству дел большинство западноевропейских арбитражей, но это не препятствует тому, чтобы ряд крупных и очень крупных дел с участием российских компаний рассматривались в зарубежных арбитражных институтах. Важно подчеркнуть другое: во всех без исключения странах, где действуют международно-известные арбитражные центры, арбитражное законодательство и судебная практика выстроены таким образом, чтобы не на словах, а на деле их поддерживать. Например, в Швеции существует практика приглашения в качестве арбитров действующих государственных судей. Поэтому, когда решение Стокгольмского арбитража поступает сначала в Государственный суд Стокгольма, а затем в Верховный суд Швеции, то оно не вызывает непонимания или отторжения. То же самое можно сказать о признании и приведении в исполнение шведскими государственными судами зарубежных арбитражных решений.
В России, напротив, судьи в отставке – я не говорю о действующих государственных судьях – не вправе выступать в качестве арбитров. Едва ли не лучшая часть юридического корпуса тем самым оказалась исключенной из орбиты третейского разбирательства. Наши предложения изменить законодательство пока не находят поддержки.
Мы много лет говорим, что возможность разрешать споры в той или иной стране в третейском суде и исполнимость в ней третейских решений являются гарантией защиты прав инвесторов и одним из индикаторов инвестиционной привлекательности страны. Если мы будем это игнорировать, то не только иностранные предприниматели будут легко убеждать российских коллег разрешать споры за рубежом, но и значимые споры между российскими компаниями будут «уходить» в иностранные суды и арбитражи. Там же будут и исполняться судебные либо арбитражные решения путем обращения взыскания на зарубежные активы наших компаний.
Относительно недавно Конституционный суд принял решение в пользу третейских судов. Важность этого акта в том, что он расставил точки над многими «i», отметив, что третейский суд – один из общепризнанных в современном обществе способов разрешения гражданско-правовых споров, институт гражданского общества, наделенный значимыми функциями.
Сегодня очевидно, что третейские суды являются одним из наглядно работающих механизмов одновременно и гражданского общества, и правового государства. Современные тенденции развития третейских судов за рубежом – это расширение их компетенции не потому, что государственные суды перегружены, а для того, чтобы дать сторонам возможность выбрать подходящий способ разрешения споров.
В последнее время МКАС разрешил ряд весьма серьезных споров, связанных с отчуждением акций. Были дела из форвардных контрактов, немало дел о взыскании банковских и небанковских кредитов с российских и иностранных должников и поручителей. В списке МКАС есть квалифицированные и опытные арбитры, знающие иностранные языки и готовые решать споры, возникающие практически в любых гражданско-правовых сделках, совершаемых на международных финансовых рынках. Корпус арбитров был расширен в прошлом году. Сейчас это более 170 специалистов, из которых примерно треть иностранцы из почти тридцати стран мира, в том числе Великобритании, Германии, Франции, США, Швеции, сказал в заключение Сергей Катырин, сообщает ТПП-Информ.

ИА "Альянс Медиа"