Rambler's Top100

Ротацию кадров может остановить только новый кризис

19.10.2011 10:45
Подавляющее большинство россиян не доверяют работодателям и готовы при первой возможности переметнуться в другую компанию в поисках большей зарплаты и ускоренного карьерного роста. Остановить их могут разве что новые интересные задачи и сплоченный профессиональный коллектив или вторая волна кризиса. Таковы результаты ежегодного исследования мотивации персонала от международного рекрутингового агентства Kelly Services.
Если в конце 2008 – начале 2009 г. уровень лояльности персонала резко вырос, а само наличие работы стало безусловным благом, то сегодня две трети россиян выражают неудовлетворенность работодателями и готовы рассматривать предложения о смене места. При этом 76% респондентов хотят работать в международных компаниях, 7% хотели бы трудоустроиться в госструктурах, и лишь 17% патриотично предпочтут трудиться на благо российских предприятий.
Не удивительно, что ротация кадров растет. В 2009 г. число респондентов, приступивших к исполнению своих трудовых обязанностей менее года назад, составляло 30%, а в этом году таких насчитывается уже 51%. И, напротив, продолжается последовательное сокращение количества сотрудников, проработавших в компаниях более длительный срок: если в 2009 г. от двух до пяти лет в компаниях работали 27% опрошенных, то в 2011 г. их число сократилось до 19%.
Основным поводом для поиска новой работы по-прежнему остается желание повысить уровень дохода (25%) и возможность карьерного роста (18%). При этом регулярная индексация зарплаты на прежнем месте лояльности отнюдь не гарантирует.
13% опрошенных признались, что отрицательно на их мотивацию повлияет сокращение бонусов у подразделения и у компании в целом, 12% огорчит отмена программ обучения, 9% – отсутствие компенсации транспортных расходов.
При этом только 11% респондентов назвали регулярную индексацию зарплаты в качестве основного мотива, побуждающего их усердно исполнять служебные обязанности. Более важными оказались высокая оценка результатов труда (33%), этичное поведение коллег и руководства (31%) и интересные задачи (15%).
"Как показывает практика, большинство сотрудников приходит за зарплатой и карьерой, а уходит из-за рутины и плохого руководства", – резюмирует генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова.
Предчувствие новой глобальной рецессии, о которой так много говорится в последнее время, на российский кадровый рынок пока не повлияло, уверяют авторы исследования, проведенного порталом Superjob.ru. В данный момент всего 2% отечественных компаний осуществляют массовые сокращения персонала. И виной тому не ожидание кризиса, а сезонное падение спроса либо стандартные бизнес-процессы, такие как смена руководства или слияние с другими организациями.
Еще 1% компаний планирует масштабные сокращения в недалеком будущем. Небольшие сокращения с целью оптимизации бизнес-процессов осуществляют 13% организаций.
"Еще с древних времен известно: небольшое кровопускание полезно для организма. А трудовой коллектив – это тоже организм", – так объясняют политику компаний их представители.
Правда, еще 5% предприятий и организаций готовятся провести выборочную чистку рядов в ближайшее время. Но 76% почти никого не увольняют (это на 3% превышает показатель апреля текущего года), и даже наоборот, активно набирают новых сотрудников.
И все же нельзя сказать, что осмелевшие соискатели пребывают в полной безмятежности. Большинство россиян (45%) уже чувствует приближение экономического кризиса. По их мнению, об этом свидетельствует рост цен, снижение благосостояния, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Однако 33% опрошенных пока не замечают вокруг признаков спада, а 22% затруднились ответить, в том числе ссылаясь на то, что кризис, собственно, еще и не заканчивался.
Примечательно, что работодатели настроены куда более оптимистично. Из них более половины (52%) утверждают, что не испытывают на себе приближение финансового кризиса. И лишь 19% ощущают некоторый дискомфорт, при этом некоторые отмечают, что сложная ситуация в бизнесе не связана с внешней рыночной конъюнктурой.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру"