Rambler's Top100

Аргентина: состоялся поэтический вечер, посвященный творчеству Булата Окуджавы

29.11.2011 10:40
В общеобразовательной школе при посольстве Российской Федерации в Аргентинской Республике в ходе «Дней русского языка и русской книги в Латинской Америке», проводимых в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015гг., состоялся поэтический вечер, посвященный творчеству Булата Окуджавы.
Организаторами вечера выступили Дом России в Буэнос-Айресе, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и общеобразовательная школа при посольстве Российской Федерации в Аргентинской Республике.
Участниками вечера стали школьники средних и старших классов школы, их преподаватели и родители, сотрудники посольства.
Открывая мероприятие, Доцент кафедры истории русской литературы историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ Ольга Розенблюм рассказала о начале творческого пути поэта, отметив, что все бесконечное разнообразие поэзии возникло из одного, довольно узкого и трудноопределимого ее рода: из лирики, которую можно напевать. Человек поет либо от избытка счастья и благодарности, либо исполняя ритуал или молясь, либо помогая себе в труде (чаще всего однообразном, и потому ритмизуемом), либо оплакивая ушедших, либо описывая подвиг - свой или чужой; от этого изначального разделения и пошли все три главных рода поэзии - лирическая, философская и эпическая.
В творчестве Окуджавы весьма полно представлены все три. Однако со временем поэзия далеко отошла от песенного источника - поется только то, что обладает неким общим системным признаком, ни разу еще внятно не сформулированным. В предисловии к первому диску-гиганту Окуджавы Евтушенко писал, что гитара слышится и в обычных, «непоющихся» его стихах: действительно, Окуджава как поэт состоялся лишь тогда, когда в его поэзию вошли песенные приемы.
Отдельный вопрос - почему именно Окуджава стал признанным символом авторской песни. Высоцкий - безусловно, не уступая ему в популярности, особенно в семидесятые годы, - все-таки работал в ином жанре; этим жанром, в котором ему не было и не могло быть равных, была сама его судьба - включавшая и театральную, и кинематографическую карьеру, и премьерство в главном театре страны своей эпохи. Кроме того, Высоцкого пели гораздо реже - его песни не предназначались для чужого исполнения. Высоцкий сам был главным собственным произведением. «Окуджаву же свободно можно было петь профессионально и непрофессионально, за дружеским столом и в турпоходе, в спектакле и со сцены: песня никак не привязана к исполнителю, хотя его исполнение и остается непревзойденным. В отличие от баллад Высоцкого - либо ролевых, либо исповедально-авторских, - песни Окуджавы близки к фольклору еще и тем, что легко поются от любого лица: образ автора предельно размыт», - подчеркнула ведущая.
Во второй части участники вечера исполнили песни на стихи поэта, продемонстрировав, что песни Окуджавы потому и обладали аурой абсолютной подлинности, что за авторскими призывами, романтическими порывами, сентиментами и умилением стояло трезвое и страшное знание - именно этот контраст лежит в основе его поэтики, иронически подсвечивая фирменные авторские высокопарности, сообщает Российский центр науки и культуры в Буэнос-Айресе.

ИА "Альянс Медиа"