Rambler's Top100

Sberbank CIB: опубликован обзор потребповедения и настроений среднего класса

03.04.2014 16:53
Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, публикует седьмой выпуск обзора потребительского поведения и настроений российского среднего класса – «Потребительский индекс Иванова». В очередном обзоре, охватывающем прошедший квартал, рассматривается динамика потребительских расходов, сбережений и уровня потребительской уверенности в целом по стране, - сообщает пресс-служба банка.
Обзор подготовлен по итогам опроса 2 300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек.
Результаты седьмого исследования указывают на повышение индекса доверия потребителей, значение которого составило минус 11% против минус 13% в ноябре. Рост индекса обусловлен улучшением ситуации на рынке труда, а также готовностью потребителей тратить деньги на товары длительного пользования на фоне макроэкономической неопределенности.
Из документа следует, что индекс условий для совершения крупных покупок повысился с минус 23% в ноябре до минус 17% в марте 2014 года. Возможно, это объясняется желанием потребителей защитить сбережения от девальвации рубля. Примечательно, что соответствующий индекс указывает на усиление склонности к сбережениям: 18% Ивановых считают, что сейчас благоприятное время для сбережений, тогда как в предыдущем опросе их доля составила 16%.
Уровень безработицы в рамках выборки снизился с 9,9% в сентябре до 9,1% в I квартале 2014 года, тогда как индекс чистого найма повысился с минус 34% до минус 32%. Кроме того, улучшились ожидания роста для компаний, в которых работают Ивановы. Кроме того, авторы обзора отмечают повышение средней заработной платы с 26 400 руб. в сентябре 2013 года до 28 600 руб. в марте 2014 года. Возможно, это отчасти объясняется тем, что годовые бонусы, которые обычно выплачиваются в декабре, по-видимому, были перечислены в I квартале 2014 года.
На фоне нестабильной макроэкономической ситуации количество покупателей, чувствительных к колебаниям цен, увеличилось с 63% в сентябре до 68% в I квартале 2014 года. При этом 55% респондентов отметили, что в последние два-три месяца стали покупать более дешевые основные продукты. В результаты доля расходов на продукты питания в бюджете Ивановых снизилась с 40% до 39%, а доля сбережений, соответственно, увеличилась с 10,6% в сентябре до 11,5% в I квартале 2014 года.
Опасения девальвации рубля усилились (их отметили 29% респондентов против 18% в сентябре 2013), и в результате увеличилась доля Ивановых, которые конвертировали свои сбережения в твердые валюты: в среднем один респондент с начала года купил валюту в эквиваленте $788 и может купить еще $692, чтобы достичь запланированной доли валютных сбережений. Это означает, что покупки твердой валюты наполовину завершены, и если ситуация не изменится, спрос на твердую валюту со стороны населения иссякнет к середине года.
Исследователи отмечают первые признаки улучшения динамики среднего чека X5 Retail Group – он увеличился с 292 руб. в IV квартале 2012 года до 296 руб. в IV квартале 2013 года благодаря повышению расходов на фрукты и овощи. Статистика посещения магазинов показывает, что улучшение трафика «Пятерочки», наблюдавшееся в IV квартале 2013 года, продолжилось в I квартале 2014 года на фоне дальнейшего улучшения ассортимента и обновления магазинов. Сеть «Карусель», наконец, также продемонстрировала улучшение трафика покупателей.
Усиление склонности потребителей делать крупные покупки должно положительно отразиться на результатах «М.Видео». Напомним, что в I квартале 2009 года сопоставимые продажи компании увеличились на 7% после нулевого роста в IV квартале 2008 года. На этот раз экономическая ситуация и потребительское настроение несколько иные, поэтому вряд ли можно ожидать аналогичного всплеска в сопоставимых продажах. Однако остается надежда на положительную динамику в противовес результату IV квартала 2013 года, составившему минус 1,8%.
Помимо публикации основного индекса потребительской уверенности, регулярный обзор включает в себя анализ опережающих показателей, дающих представление об основных тенденциях в секторах российской экономики, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в том числе в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспорте.

ИА "Альянс Медиа"