Rambler's Top100

Самарская область включена в программу поддержки молодежного предпринимательства

27.04.2015 14:30
Участники совместного заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений и комиссии по вопросам экономики, промышленности и обсудили вопросы, связанные с возможностями развития молодежного предпринимательства в регионе, сообщает пресс-служба Общественной палаты Самарской области.
«В ходе мероприятий Общественной палаты уже поднимался вопрос о том, что в Самарской области есть ряд организаций, где работают молодые люди, занимаются очень важными социальными направлениями, но при этом у них на сегодняшний день отсутствует понимание того, как можно вывести свою деятельность хотя бы на самоокупаемость, а просьбы о предоставлении финансирования из бюджетов различных уровней зачастую остаются неудовлетворенными. В то же время в регионе реализуется целый ряд мероприятий, направленных на поддержку молодежных предпринимателей, но об этих мерах поддержки не все знают. Может быть, пришло время начать работу по изучению лучших практик и сформировать механизмы, которые позволят молодому человеку сориентироваться, где и как он сможет приложить свои предпринимательские таланты», — задал тон обсуждению член Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин.
2015 год обещает стать знаковым для губернии в сфере поддержки молодежного предпринимательства: Самарская область впервые включается в реализацию федерального проекта «Ты — предприниматель». Эта программа Федерального агентства по делам молодежи — комплекс мероприятий, направленный на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и создание молодыми людьми новых предприятий. Программа реализуется с 2010 года, в ней участвует уже более 40 субъектов Федерации.
Для Самарской области включение в реализацию этой программы, по мнению заместителя председателя молодежного правительства Самарской области Александра Токара, означает, что в регионе «впервые полноценно запускается целостная системная работа по поддержке молодежного предпринимательства, комплексное развитие этого направления». В рамках программы предусмотрена широкая информационная кампания (включая создание специального Интернет-портала, аккумулирующего все возможности в сфере предпринимательства для молодежи), проведение регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России». Мероприятия программы нацелены на молодежь до 30 лет (в том числе учащихся 9-11 классов и студенческую аудиторию). В этом году планируется собрать 4300 заявок на обучение.
«Это 4300 мотивированных и имеющих хотя бы предпринимательскую идею молодых людей. Цифра достаточно амбициозная, но, нам кажется, выполнимая. Запуская программу, мы не пытаемся сформировать запрос на ее реализацию, а реагируем на существующий запрос, — подчеркивает Александр Токар. — 900 человек пройдут обучение. Двухлетняя работа профильной смены на Молодежном форуме ПФО „iВолга“ показывает, что от наличия идеи до понимания „что такое есть бизнес-план“ и его составления, огромный промежуток. Наш целевой показатель — 480 бизнес-планов. И, наконец, целевой показатель по итогам реализации программы — 115 созданных субъектов малого и среднего предпринимательства».
Еще одно направление стимулирования начинающих предпринимателей, в том числе молодых предпринимателей, — создание сети так называемых коворкинг-центров. Дело в том, что бизнес-инкубаторы ориентированы на уже действующих субъектов малого предпринимательства и не могут предоставлять услуги по размещению физическим лицам, которыми с юридической точки зрения являются молодые предприниматели на раннем этапе развития. На базе же коворкингов могут размещаться проектные команды; в том числе те, которые будут проходить обучение в рамках программы «Ты — предприниматель».
«Недавно проведенные исследования показывают, что только 2% граждан России хотели бы в ближайшее время открыть свой бизнес. Это проблема популяризации предпринимательской деятельности, формирования позитивного отношения к этой деятельности в обществе», — уверен заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Александр Тарабриков.
При этом особое внимание нужно обратить на школьников. К слову, в ряде муниципальных образований области это уже поняли: здесь создаются школьные бизнес-компании, проводятся конкурсы бизнес-проектов. Однако такие начинания пока немногочисленны, а среди молодых людей, особенно тех, которые демонстрируют успехи в учебе, бытует мнение, что построить бизнес, не обходя законы, не «шустря и выкручиваясь», практически невозможно, — отметил руководитель Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ по Самарской области Николай Тарабин.
Между тем, одна из важнейших социальных функций малого бизнеса — создание новых рабочих мест. Но порой малый бизнес принимает еще более социальную направленность: в этом случае речь идет о так называемом «социальном предпринимательстве».
Для этого направления предпринимательства с начала 2015 года открываются новые возможности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Одна из задач нового закона — формирование рынка социальных услуг: привлечение в сферу социального обслуживания коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Закон вводит и новое понятие: реестр поставщиков социальных услуг. Организации и ИП, которые войдут реестр, будут получать компенсацию за счет средств областного бюджета за оказанные гражданам в течение года социальные услуги. Кроме того, для них предусмотрены «налоговые каникулы»: до 1 января 2020 года налог на прибыль будет составлять 0% (при соблюдении определенных условий).
Однако, как рассказала главный консультант департамента социальной защиты населения министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Татьяна Филаретова, в областной реестр поставщиков социальных услуг на следующий год включены только три негосударственные организации. Ни одна коммерческая организация, ни один индивидуальный предприниматель в реестр не вошли. В других регионах складывается такая же ситуация. Судя по всему, предприниматели пока просто не видят возможности извлечения прибыли в условиях достаточно жестких тарифов на социальные услуги. А ведь прибыль — то, ради чего и создается бизнес, даже когда речь идет о социальном предпринимательстве.
Впрочем, положительные примеры реализации проектов в рамках социального предпринимательства в области уже есть. Одним из таких примеров можно считать НП «Региональный центр инноваций».
«Некоммерческое партнерство учреждено в начале 2014 года двумя вузами — СГАУ и СамГМУ по инициативе минэкономразвития области для выстраивания цепочки от идеи до коммерческого внедрения инновационных разработок, — рассказал руководитель проекта Павел Веселовский. — В прошлом году мы получили опыт создания так называемой „воронки проектов“, в которую попадают люди, идеи, компетенции, а на выходе получаются проекты, которые способны зарабатывать деньги. Одно из мероприятий, которые находятся в начале „воронки“ — Science Slam: вечернее мероприятие, где молодые ученые в формате шоу рассказывают о своих разработках, а гости аплодисментами выбирают победителя».
Молодые ученые получают шанс представить свои разработки широкой публике; в то же время мероприятия имеют бизнес-составляющую: вход для гостей на них платный, гостям предлагаются за определенную плату напитки и пр. К слову, в конце прошлого года Самара была выбрана площадкой для проведения первого всероссийского Science Slam«: гости со всей сРоссии съедутся в областную столицу в сентябре.
Особое внимание на социальное предпринимательство в этом году обратили и в министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области. С 2015 года впервые за все годы существования службы занятости стартовала новая услуга в рамках программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Еще одно новшество, которое с этого года предлагает служба занятости: создание сети клубов предпринимателей, в рамках деятельности которых те, кто создал и успешно осуществляет предпринимательскую деятельность, общаются с молодежью, ориентируя молодых людей на открытие своего дела.
«Только 20% начинающих бизнесов удается выжить в течение первых трех лет работы. Вместе с тем эксперты Международного форума лидеров бизнеса утверждают, что если к различным формам поддержки, прежде всего финансовой, добавить качественные программы обучения и опытного наставника, то картина меняется с точностью до наоборот: так называемую „долину смерти“ преодолевают и сохраняют свой бизнес 80% стартапов. Наставничество — одна из наиболее эффективных форм передачи знаний и опыта от старшего поколения. Во времена социализма эта система существовала практически на каждом предприятии, многие крупные корпорации используют ее и сегодня. Этот инструмент необходимо широко внедрять в регионе, используя возможности государственных, некоммерческих организаций. Важную роль в развитии наставничества могут и должны сыграть торгово-промышленные палаты: прежде всего, как поставщики наставников из числа успешных бизнесменов», — отметил Александр Тарабриков, при этом подчеркнув, что менторство, коучинг и наставничество — взаимодополняющие, но все же разные понятия.
Поддержав идею создания областной ассоциации бизнес-наставников, члены профильных комиссий Общественной палаты по итогам заседания также приняли решение рекомендовать министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области совместно с Торгово-промышленной палатой Самарской области, другими заинтересованными организациями разработать и внедрить различные формы стимулирования и поощрения наставничества, как одной из самых эффективных форм обучения предпринимателей.
Кроме того, общественники считают необходимым рассмотреть возможность создания в области единого центра, который будет заниматься поддержкой социального предпринимательства.
«Даже сегодняшнее обсуждение показало, сколько здесь может быть поводов для взаимодействия бизнес-структур, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и просто людей, которые хотят заниматься бизнесом и приносить пользу, но не видят, как они при этом могут извлекать доход», — отметил Дмитрий Камынин, вместе с тем подчеркнув: «Надо говорить не только о проблемах, но и о лучших практиках. Уверен, что это не последняя встреча, где мы, так или иначе, затрагиваем подобные вопросы».

ИА "Альянс Медиа"