Rambler's Top100

Sberbank Investment Research обновил "Потребительский Индекс Иванова"

09.03.2017 13:45
Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, публикует 18-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян – «Потребительский индекс Иванова». В очередном обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан, сообщает пресс-служба банка.
Индекс потребительской уверенности, который укрепляется с IV квартала 2015 года, немного опустился в IV квартале 2016 года до -16% (от -15% в III квартале 2016 года). Хотя это значительно выше -24%, наблюдаемых в IV квартале 2015 года и IV квартале 2014 года, индекс находится ниже докризисного уровня (-9% в среднем за 2013 год).
Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
Отмечено некоторое поквартальное снижение всех компонентов индекса за исключением оценки перспектив личного благосостояния, которая осталась на уровне 3% в прошлом квартале. Оценка национального благосостояния за последние 12 месяцев снизилась до минус 27% (с -25% в III квартале 2016 года, лучшего значения за последние два года).
Оценка перспектив национального богатства на следующие 12 месяцев уменьшилась с минус 5% до минус 6% в IV квартале 2016 года. Это было отражено в значительном увеличении доли тех, кого больше всего беспокоит экономический рост страны.
После замедления индекса потребительских цен России, беспокойство по поводу инфляции стало рекордно низким (в IV квартале 2016 года его отметили 53% респондентов).
Коррупция, в свою очередь, стала основной проблемой для беспокойства (59%, на 2 п.п. больше, чем в третьем квартале, и на 5 п.п. – чем годом ранее), установив максимум за последние два года. Безработица занимает второе место, эту проблему отметили 51% (на 1 п.п. больше по сравнению с прошлым кварталом). И наконец, только 20% респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля (на 1 п.п. больше по сравнению с предыдущим кварталом).
Уровень безработицы среди наших респондентов увеличился до 11,6% по сравнению с 10,9% в III квартале 2016 года. Индекс чистого найма упал до минус 42% (c минус 40% в III квартале 2016 года), поскольку 6,4% работающих Ивановых отметили, что их работодатели нанимают новый персонал (в III квартале 2016 года эта доля составила 7,5%). Все это поддерживало опасения опрошенных относительно безработицы: ее считают главным источником беспокойства 51% респондентов (по сравнению с 52% в III квартале 2016 года).
Исследование показывает рост заработной платы всего на 0,8% в IV квартале 2016 года, что сильно отличается от 10,2%, отмеченных в государственной статистике. С начала года у 28% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,1%, т. е. в среднем по выборке повышение составляет 1,7%. При увеличении заработной платы Ивановы предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 37% дохода, которые тратятся на продукты питания), 14% – на одежду и товары для дома (против текущих 16%), а 11% – откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%). Доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, сократилась с 7,4% в III квартале 2016 года до 7,0% в прошлом квартале. Вероятно, уменьшение реальной заработной платы и располагаемых доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений.
Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, уменьшилась с рекордных 77% во II квартале 2016 года и 76% во III квартале 2016 года до 75%, но остается довольно высокой. В то же время, наблюдалось снижение интенсивности промоакций, реализуемых розничными сетями, за исключением «Магнита». Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась с исторического максимума 47%, достигнутого во II квартале 2016 года, до 44% в III квартале 2016 года и осталась такой же в прошлом квартале. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, увеличилась до 71% против 68% в предыдущем квартале.
Слабые предпраздничные продажи, отмеченные в ранее опубликованной государственной статистике, были подтверждены в ходе нашего исследования: затраты на продукты питания для празднования Нового года снизились на 4% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее это отчасти компенсируется тем, что 96% респондентов остались дома на праздниках (92% в 2015 году и 86% в 2014 году), то есть валовой объем остался относительно стабильным.
Опрос разработан исследовательским агентством Cint по поручению Sberbank CIB и проводится ежеквартально по методике, соответствующей ежеквартальным опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности, применяемым в ЕС. Наше исследование, однако, охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность наших оценок ниже 2%.

ИА "Альянс Медиа"