Rambler's Top100

Результаты СП не отображают реальную ситуацию в секторе МСП и его поддержки

18.05.2017 12:00
Замечания Счетной палаты, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году», требуют дополнительных пояснений и анализа подходов, использованных аудиторами при сборе данных, на основании которых сделаны эти выводы, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Согласно заключению Счетной палаты, за последние 6 лет значительно (на 3,2 млн. рабочих мест) упала занятость на малых и средних предприятиях. В указанных оценках аудиторы оперируют данными единого реестра субъектов МСП. При этом шесть лет назад статистика строилась на основе данных сплошного обследования сектора МСП, проводимого Росстатом. Сейчас совершенно иное качество данных. Единый реестр субъектов МСП заработал только в прошлом году (с 1 августа 2016 года), данные в нем формируются ФНС автоматически на основе отчетности предпринимателей. При этом аудиторы не учли рабочие места, создаваемые индивидуальными предпринимателями «для себя», а их количество составляет 3,1 млн. человек. Таким образом, суммирование показателей дает совсем другую картину занятости. В связи с особенностями сдачи отчетности сведения по занятости на предприятиях МСП обновляются один раз в год. После 1 августа 2017 года ожидается значительное увеличение занятых в данном секторе. Кроме того, количество субъектов МСП за 9 месяцев работы реестра выросло на 10% и составляет 6,08 млн. субъектов МСП, что указывает на существенное оживление сектора.
Этот факт подтверждается результатами независимого международного исследования предпринимательской активности в мире – Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), в 2016 году было зарегистрировано рекордное значение показателя, характеризующего количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями в России. По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 35%.
В 2016 году количество создаваемых бизнесов превысило количество закрытых на 60%. Это позволяет говорить о расширении предпринимательского сектора.
Кроме того, в исследовании указано, что поддержку получил 1% МСП, при этом в пересчете на абсолютные значения это составляет более 50 тысяч предпринимателей. Это получатели именно финансовой помощи в виде грантов, субсидий, микрозаймов и гарантий.
С учетом повышения доступности банковского кредитования, снижения ставок по кредитам и развития новых продуктов финансовой поддержки (в том числе, «Программа 6,5», гарантийная поддержка Корпорации МСП и региональных гарантийных фондов) предоставление «прямых» субсидий становится менее актуальным. В рамках программы Минэкономразвития они остаются только в моногородах, соответственно помощь получают именно те МСП, у кого нет возможности воспользоваться другими мерами финансовой поддержки.
Сейчас программа сфокусирована на создании и развитии организаций инфраструктуры поддержки МСП и формировании сервисной модели поддержки МСП для обеспечения доступности базового перечня услуг для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность во всех 85 субъектах России.
По данным Минэкономразвития, общее число получателей поддержки по Программе в 2016 году составило свыше 167 тыс. субъектов МСП.
При этом эффективность программы государственной поддержки измеряется не только количеством ее получателей, но и сфокусированностью на наиболее перспективных компаниях МСП, которые могут обеспечить быстрый рост. Больше всего такая потребность существует у определенных групп предпринимателей, в связи с чем в программе выделены приоритетные категории, такие как экспортеры, социальные предприниматели, высокотехнологичный бизнес.
Таким образом, несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, намеченный путь даст возможность не только сохранить существующий объем поддержки, но и нарастить его, используя созданную сеть инфраструктуры, которой может воспользоваться широкий круг предпринимателей.
Согласно данным аудиторов, в регионах финансовая поддержка представлялась ежегодно одним и тем же субъектам МСП. Получателей поддержки органы власти региона определяют самостоятельно на конкурсной основе. При этом нарушение правил субсидирования, установленных Минэкономразвития, недопустимо. Сейчас в соответствии с законодательством, в поддержке должно быть отказано, в случае если ранее в отношении заявителя – субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной помощи (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли. Каждый случай требует серьезной проверки.
При этом, чтобы исключить даже потенциальную возможность нарушений, Министерством в рамках реализации Стратегии планируется создание единого сводного реестра получателей поддержки МСП.


ИА "Альянс Медиа"