Rambler's Top100

Д.Медведев: Теперь нам нужно построить «умный дом» в масштабах всей страны

17.10.2018 10:00
16 октября Д.Медведев принял участие в VII Московском международном форуме «Открытые инновации», который проводится в Москве с 2012 года. Соорганизаторами выступают Минэкономразвития России, правительство Москвы, Фонд инфраструктурных и образовательных программ «Роснано», Российская венчурная компания, Фонд содействия инновациям, фонд «Сколково», Внешэкономбанк.
В 2018 году форум «Открытые инновации» проходит c 15 по 17 октября в формате трёх тематических дней на площадке технопарка «Сколково» при участии Консультативного совета по иностранным инвестициям. Тема форума этого года – «Источники цифрового прорыва».
Первый день форума был посвящён цифровизации и модернизации системы образования. Повесткой второго дня является цифровая трансформация деловой среды и развитие инновационной экосистемы. В завершающий, третий день «Открытых инноваций» будут рассматриваться вопросы науки и технологий.
Д.Медведев выступил на пленарном заседании «Smart Country. Национальная стратегия», сообщается на сайте Кабмина.
"Тема сегодняшних дискуссий – Smart Country. Что такое «умный дом», наверное, всем уже известно. Теперь нам нужно построить «умный дом» в масштабах всей страны.
В цифровой эпохе скорость и размах изменений, безусловно, растут постоянно. Чтобы воспользоваться всеми выгодами прогресса, надо создать такую среду, которая способна встраивать в себя систему постоянных обновлений. Главные компоненты – это современная технологическая инфраструктура и готовность людей эти новые технологии осваивать, использовать. Только в этом случае возможна цифровизация, которая выведет и экономику, и социальную сферу, и государственное управление на новый уровень эффективности. На тот уровень, который и соответствует понятию Smart Country.
Сегодня Россия ставит перед собой именно такие цели. Я напомню, что мы приняли программу «Цифровая экономика», она работает. В настоящее время она переформатирована в национальный проект, это показывает то значение, которое мы придаём системе цифровой экономики. В её составе шесть федеральных проектов по ключевым направлениям цифровизации. Стоимость программы – 1 трлн рублей. Всего на развитие «цифры» направим в общей сложности 2 трлн рублей государственных инвестиций. Мы чётко понимаем, что задача сложная и впереди много работы. Поэтому я остановлюсь на ключевых направлениях, которые должны превратить нашу страну именно в такое «умное государство».
Первое и, наверное, самое важное – это сами люди, ибо умные люди и делают умную страну. С одной стороны, речь идёт о лидерах изменений, с другой стороны, это способность воплощать их в научных проектах, инновационных продуктах, в различных сервисах, управленческих решениях. Уверен, что в России таких людей очень много.
Я приведу один пример, который сам по себе показателен: уже восемь лет никто не может обойти нашу страну, наших ребят на Международной олимпиаде по спортивному программированию ACM ICPC. В этом году победителями стали студенты Московского государственного университета, а до них семь лет подряд первое место удерживала сборная Университета ИТМО. Такого никому не удавалось. Это пример того, что у нас действительно большое количество людей, которые способны превратить нашу страну в современную «умную державу».
Мы намерены кардинально увеличить число специалистов в сфере цифровой экономики, которых будут готовить российские вузы, – с 48 тысяч до 120 тысяч человек в год (к 2024 году). Конечно, будем поддерживать юных математиков и программистов. Это одно из направлений программы «Цифровая экономика», на это заложены средства.
С другой стороны, сама по себе Smart Country вряд ли возможна без активности обычных пользователей. И в России, как показывают исследования, люди с гораздо большей готовностью относятся к внедрению технологических инноваций, чем даже в Европе.
В прошлом году наша страна впервые вошла в десятку стран – лидеров цифровой экономики согласно рейтингу Digital Society Index – за счёт высокой вовлечённости людей. Для многих уже стали совершенно привычными такие сервисы, как «цифровой» вызов такси, каршеринг, прокат велосипедов, покупка еды, других товаров. Эти сервисы хороши как минимум одним: они устраняют посредников, а стало быть, делают саму услугу гораздо дешевле. Для такой большой страны, как Россия, это также создаёт доступ в удалённых местах, что качественно меняет жизнь многих людей.
Электронная коммерция в прошлом году выросла более чем на четверть, на 26%, и продолжает развиваться. Мы намерены помочь людям осваивать новые технологии через общедоступные образовательные программы.
Второе, на чём мы планируем сосредоточиться, – это развитие инфраструктуры. Доступ к знаниям и компетенциям должен быть подкреплён доступом к самим технологиям. Здесь у нас тоже есть определённые достижения. Мы занимаем первое место в Европе и шестое в мире по количеству пользователей интернета – во многом благодаря тому, что он дешевле, чем во многих развитых странах. И это конкурентное преимущество мы обязаны сохранять.
Однако цифровизация, нужно признать, в значительном масштабе коснулась пока крупных городов. Если Москву и Санкт-Петербург реально можно сравнивать с мировыми лидерами, то другие регионы отстают. Мы намерены это «цифровое неравенство» устранять, в том числе и для расширения возможностей медицины, дистанционного образования, предоставления государственных услуг. Это также потребует развития инфраструктуры хранения и обработки данных и развёртывания сетей для так называемого интернета вещей. Программа «Цифровая экономика» также предусматривает работу по этим направлениям.
Одно из них – это развитие сотовых сетей следующего поколения. Российские операторы уже тестируют оборудование 5G. Эта тема очень дорогая, к ней нужно относиться весьма и весьма внимательно. Нам предстоит создать инфраструктуру для новых сервисов с повышенными требованиями к скорости передачи данных и времени реакции. Это, наверное, особенно важно, если иметь в виду проблему, которой сейчас занимается весь мир, – создание искусственного интеллекта.
Для развития «умного государства» нужны и национальные технологические лидеры. А цифровизация – это мощный стимул для создания инноваций. Поэтому третье направление нашей работы – сотрудничество с наиболее успешными высокотехнологичными компаниями. И создание стимулов для того, чтобы этих компаний было больше.
Я приведу примеры. Проект «Национальные чемпионы», который ведёт Минэкономразвития, посвящён поиску и поддержке компаний, успешно конкурирующих с зарубежными производителями – и на внутреннем, и на международном рынке. Сейчас в нём участвуют приблизительно 100 компаний.
Перспективные стартапы в сфере интернета вещей и искусственного интеллекта получают поддержку по линии Фонда развития интернет-инициатив, «Роснано». Серьёзные исследования в сфере искусственного интеллекта ведёт и Сбербанк.
Четвёртая задача – создание современного правового регулирования. Мне уже на эту тему неоднократно приходилось высказываться. Это задача не из простых. Но от того, насколько комфортно законодательство, зависит, как будут развиваться новые технологии. Или же эти технологии уйдут в другую юрисдикцию. Здесь законодательство, на мой взгляд, должно как минимум не блокировать развитие. Эта комфортность как раз и означает отсутствие излишнего правового регулирования. Именно в силу того, что современная цифровая экономика, цифровой мир очень быстро развивается. И наши попытки втиснуть в прокрустово ложе законодательства всякого рода термины, определения, которые посвящены цифровой экономике, развитию интернет-технологий, зачастую обречены на провал, просто потому, что через полгода всё меняется и приходится выдумывать что-то новое. Поэтому это должно быть достаточно общее регулирование.
В рамках проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» такая работа ведётся. Тем более что нам нужно устранить ограничения, которые были связаны с разработкой бумажного документооборота и обычных, очных форм общения.
Был принят федеральный закон, благодаря которому информационные системы, базы данных, сайты могут быть объектами концессионного контракта (что само по себе неплохо, потому что это коммерциализация) или соглашения о государственно-частном партнёрстве.
Всё, чем мы занимаемся, будет искривлено, испорчено, если мы не обеспечим кибербезопасность пространства. Это пятое направление. Для всех государств это приоритетная тема. Россия здесь не исключение. Именно с развитием технологий усложняется палитра виртуальных мошенничеств. По оценкам экспертов, только в 2017 году кибератаки привели к убыткам в районе 1 трлн долларов. Надо вдуматься в эту цифру, она фантастическая. В России это порядка 600 млрд рублей – тоже для нашей экономики довольно значительные деньги.
Сейчас вопросами кибербезопасности в основном занимается бизнес. Однако, совершенно очевидно, необходима кооперация – и на национальном, и, что особенно важно, – на глобальном уровне. Это задача сложная и важная. Гораздо проще критиковать друг друга, говорить, что те или иные проблемы существуют, или обвинять друг друга в чём-то. А договориться на глобальном уровне – это задача гораздо более сложная и более важная. Только в этом случае компании смогут доверять друг другу, люди смогут доверять сервисам и свободно инвестировать средства в различные проекты.
Наша задача – создать прочную систему безопасности передачи, обработки и хранения данных, которая будет гарантировать защиту интересов личности, бизнеса и государства. На эту тему также идёт работа в рамках программы «Цифровая экономика».
Ещё одна важная тема – это цифровизация государственного управления. Это шестое направление, которым мы занимаемся. Мы уже видим отдачу от этой работы. Здесь эти цифры звучали: в 2018 году Россия впервые вошла в число стран с очень высоким, по оценкам Организации Объединённых Наций, уровнем развития электронного правительства. По индексу E-Government наша страна заняла 32-е место из 193 стран, по соседству с Израилем и Бельгией.
В сфере предоставления госуслуг прогресс особенно ощутим. На начало этого года число зарегистрированных пользователей портала «Государственные услуги» составило 65 миллионов человек (это на самом деле очень серьёзная цифра для нашей страны), увеличившись всего за год на 25 миллионов человек. Что это означает? Это означает, что сегодня этому сервису, который ещё несколько лет назад казался многим какой-то экзотикой, доверяет большое количество людей и считает его удобным.
На самом деле у нас есть здесь очевидные лидеры. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, Москва по уровню внедрения «умных решений» заняла второе место после Лондона. А по оценкам ООН, которым мы верим больше, – первое место в мире. И по числу жителей, которые знают и используют инновационные решения, российской столице нет равных на континенте. Это большой успех.
Однако важно, чтобы в ускоренное инновационное развитие включались и другие регионы. Для нас это, наверное, самая сложная задача. Это та же проблема цифрового разрыва. Только сейчас разрабатываются программы цифровой трансформации субъектов Федерации. Некоторые из них уже демонстрируют успешные примеры в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, электронного правительства, создания инновационной структуры для стартапов. На федеральном уровне мы продолжим тиражировать такие практики.
Задача следующего уровня в сфере государственного управления – переходить от автоматизации бумажных процессов к абсолютно новым формам предоставления государственных услуг. Государство должно выполнять свои функции на основе управления данными, а те колоссальные объёмы информации, которые собираются в государственных информационных системах, создают для этого уникальные возможности. Это и внедрение технологий машинного обучения, и тот же самый искусственный интеллект.
Уважаемые коллеги! Только перечисленное мною само по себе симптоматично и, я уверен, позволит ускорить технологическое развитие России. И здесь одна из национальных целей, или седьмое направление нашей работы, по сути, выходит за рамки программы «Цифровая экономика». Нам нужно увязать вообще все национальные проекты, которыми мы сейчас занимаемся (их 10), с достижением этой задачи. Сориентировать их участников на внедрение новых технологий. Для этого нужно перевести на «цифру» многие секторы экономики и социальной сферы. Максимально увеличить число компаний, которые внедряют инновации.
В нашей стране практически с нуля удалось создать крупные цифровые компании. Некоторые из них добились международного признания, могут похвастаться впечатляющими историями успеха. Тот же «Яндекс», который конкурирует с Google как на отечественном, так и на некоторых зарубежных рынках. Социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники» – это не только лидеры по размеру аудитории на постсоветском пространстве, но и масштабные цифровые платформы для электронных платежей, игр, торговли. У нас есть и крупнейшие игроки в онлайн-банковской среде. Я уж не говорю о различных программных продуктах, которые активно используются в мире.
Поэтому у нас нет сомнений, что технологическое сотрудничество России с другими странами остаётся дорогой с двусторонним движением. Россия взаимодействует на этом поле с нашими партнёрами из Евразийского экономического союза. Определена общая цифровая повестка на годы вперёд. Мы планируем активно работать по всем ключевым направлениям цифровой трансформации – от регулирования до конкретных отраслевых проектов. Мы, конечно, и сами должны быть готовы учиться, обмениваться опытом и вносить свой вклад в глобальное развитие технологий", - сказал Премьер.

ИА "Альянс Медиа"